25.03.2019

В студии Роман Чупров, здравствуйте. У нас в гостях начальник ГУОБДД МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников, Михаил Юрьевич, здравствуйте.

МЧ: Здравствуйте.

РЧ: Михаил Юрьевич, предлагаю начать нашу беседу с итогов коллегии МВД, которая прошла в конце февраля. На ней президент Владимир Путин заявил, что ситуация на дорогах, несмотря на определенное улучшение, по-прежнему остается сложной. Каждый день в ДТП гибнет почти 50 человек, получают ранения около 600. Какие меры, по вашему мнению, исправят эту ситуацию?

МЧ: В первую, очередь хотелось бы отметить и положительную динамику. Особенно последних 5 лет, где количество погибших на дорогах значительно сократилось. Об этом президент Российской Федерации Владимир Путин тоже сообщил и подчеркнул это. В 2012 году по статистике было 28 тысяч погибших, а по итогам 2018 года на 10 тысяч погибших меньше, это 18 тысяч погибших. Это комплексная система, которая была четко избрана государством и те методы, которые были определены в реализации второй целевой программы второго этапа дали положительный результат. Конечно, не только количество погибших, но и количество самих ДТП и пострадавших в них значительно меньше.
 Отдельно хочется сказать о снижении смертности среди детей. Это самая больная тема, которая сегодня существует. Если у нас тысяча детей погибла в 2012 году, то по итогам 2018 погибло 628 детей. Из этих 628, к сожалению, большая часть - около 60%, погибла, находясь в автомобиле у взрослых или у родителей. Есть комплекс мероприятий, которые в первую очередь направлены на сохранение детской жизни. Мы должны научить взрослых правильно управлять транспортным средством, перевозить детей в детском удерживающем устройстве, пристёгивать их ремнём безопасности. Взрослый водитель должен понимать, что любое отступление от нормативов и запрещающих знаков, особенно ограничение скоростного режима, ведёт к снижению безопасности. В дальнейшем, это позволит взрослым вести себя на дороге правильно. Вести на дороге себя необходимо безопасно, и важно соблюдать правила дорожного движения. В настоящий момент уже разработана стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Она интегрирована в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», где отдельным сегментом выделен вопрос безопасности дорожного движения. Те направления, которые обозначены, в дальнейшем будут интегрированы в часть снижения смертности на дорогах.

РЧ: Президент Владимир Путин на коллегии МВД поставил задачу предъявлять повышенные требования к сдаче правил дорожного движения и выдаче водительских прав. Какая работа планируется по этому направлению?

МЧ: В первую очередь, усилия должны быть направлены на надзорную деятельность в части обучения кандидатов в водители. Дальнейший срез по окончанию любого учебного заведения в части принятия и сдачи экзаменов, как теоретического, так и практического, это уже как итог обучения. Но мы должны понимать, что положительная сдача экзамена, это ещё не основание для того чтобы молодой водитель мог быть безопасно интегрирован в общий поток транспортных средств. Для того чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно, водитель должен определенным образом проехать тысячи километров, приобретая навыки в потоке транспортных средств. Некоторые автошколы относятся формально к теоретической части, и случается, что даже половина группы не участвует в учебном процессе. И оплаченное обучение практическим навыкам кандидатами часто не отрабатывается. Мы много говорим о площадках, это острая тема среди обсуждений в обществе. Мы за то, чтобы площадка была первоначальной основой привития навыков водителя и управления транспортным средством. Так, планируется изменение требований по оценке практического экзамена, связанных со смещением акцента от применяемой в настоящее время фиксации нарушений ПДД при сдаче практического экзамена к оценке имеющихся у кандидата в водители навыков и умений, необходимых ему для безопасного и самостоятельного управления транспортным средством.
Изменения коснутся и экзаменационных маршрутов. Вместо применяемого в настоящее время маршрута со строго определенными направлениями движения, местами разворотов и поворотов, проектом изменений предусмотрен перечень улиц и дорог, в пределах которых и будет проводиться экзамен. Таким образом, экзаменуемый не сможет заранее заучить маршрут. Одновременно с изменением Правил проведения экзаменов ведутся работы по подготовке нового Административного регламента.
Так, планируется изменение требований по оценке практического экзамена, связанных со смещением акцента от применяемой в настоящее время фиксации нарушений ПДД при сдаче практического экзамена к оценке имеющихся у кандидата в водители навыков и умений, необходимых ему для безопасного и самостоятельного управления транспортным средством.
Кроме того, в рамках подготовки нового Административного регламента прорабатываются вопросы изменения порядка проведения и содержания теоретического экзамена, предусматривающие: расширения перечня экзаменационных задач; смещения содержания вопросов от знания конкретных требований нормативных правовых актов к знанию безопасных действий по управлению транспортным средством в различных дорожных ситуациях; формирование тематических групп для каждой категории (подкатегории) транспортных средств, на право управления которой сдается теоретический экзамен; установления дифференцированной оценки в зависимости от степени влияния экзаменационной задачи на безопасность дорожного движения.
Мы продолжаем работы по усиления контролю за проведением теоретического экзамена, направленные на обустройство всех экзаменационных классов подразделений Госавтоинспекции средствами аудио- и видеорегистрации процесса проведения экзаменов.

РЧ: Продолжая тему выдачи водительских удостоверений, сейчас одна из наиболее обсуждаемых тем в СМИ - это переход на электронные права. В одном из интервью вы заявили, что есть все возможности, чтобы запустить их с 2020 года, и какие преимущества, после перехода на них, появятся у ГИБДД?

МЧ: Мы, по срокам, как таковым, не определялись, это вероятность того, что может быть внедрено, но лишь вероятность. С 2011 года, при выдаче водительского удостоверения на право управления транспортного средства, мы фотографируем водителя на цифровой фотоаппарат, и у нас всё это аккумулируется в базах данных. И в дальнейшем, вслед за ростом технологий, с помощью камер, встроенных в телефон или планшет, мы, с помощью идентификации лица, сможем определить гражданина, который получил водительское удостоверение. С точностью до сотых сможем определить, что именно он присутствует за рулем, что он имеет право управления, узнаем все его данные, а точнее все вопросы, касающиеся правонарушений, и информацию из оперативно-розыскных баз. Это позволит водителю себя комфортно чувствовать, даже если он забыл где-то водительское удостоверение. Сейчас это является привлечением к административной ответственности с задержанием транспортного средства и помещением его на специализированную стоянку, а в дальнейшем, это будет исключено. Плюс, мы будем знать, что по электронному водительскому удостоверению иное лицо не сможет управлять транспортным средством. Сейчас мы уже имеем факты, когда в перевозочной деятельности, особенно таксисты, имея одно водительское удостоверение, на котором схожие по чертам лица, управляют транспортным средством, реально не имея навыков вождения, а так же знаний для перевозки людей. В связи с этим, у нас разрешатся многие вопросы именно идентификации водителя. Плюс, разрешатся вопросы, касающиеся электронного вида свидетельства транспортного средства. Это тоже один из документов, который возить с собой водителю будет не нужно. Все эти документы интегрируются в личный документ гражданина. Где, при получении паспорта, в чиповом удостоверении будут отражаться все эти документы. И гражданину нужно будет иметь один документ, с помощью которого можно узнать весь его перечень документов, страховой полис, медицинский, ОСАГО и остальные.

РЧ: Предлагаю поговорить про тему роли общества в безопасности дорожного движения. Глава МВД Владимир Колокольцев на той же ведомственной коллегии заявил, что растет активность граждан, проявляющих принципиальную позицию и оказывающих помощь полиции в выявлении нарушителей на дорогах. В чём проявляется эта активность?

МЧ: Граждане Российской Федерации достаточно активно направляют в полицию и в другие инстанции свои фото и видео материалы по фактам рассматриваемых правонарушений. В 2016 году таких обращений было рассмотрено 126 тысяч, за 2017 год – 200 тысяч, за 2018 год – 494 тысячи (прирост на 247 %). Сегодня данные материалы принимаются и рассматриваются в общем порядке, предполагающем применение всех стадий административного производства. В Москве есть программный продукт под названием «Помощник Москвы», где фиксируются нарушения правил парковки и стоянки транспортных средств, а также нарушения благоустройства, где автомобили встают на тротуары, на газоны и на детские площадки. Это фиксируется, передаётся в центр и потом администрируется. Довольно большое количество правонарушений, выявленных гражданами, были переданы в соответствующий центр, который в дальнейшем, без составления протокола, привлекает к ответственности в электронном виде по прототипу фотофиксации и другого оборудования, которое у нас установлено на автомобильных дорогах. Точно такой же программный продукт предусмотрен в дальнейшем в реализации в программе «Народный инспектор». Сегодня граждане видят разные правонарушения и фиксируют их. В дальнейшем, это будет законодательная база по привлечению к административной ответственности тех лиц, которые нарушают правила дорожного движения. Сегодня, в результате развития этого программного продукта, мы видим фактически трёхразовое повышение выявленных правонарушений. Если в 2016 году фиксировалось чуть больше ста тысяч правонарушений, то уже в 2018 году, более 400 тысяч. Улучшается и ситуация в части администрирования правонарушений, где электроника или инспектор не смогли увидеть и проконтролировать нарушение. А с помощью граждан, в большей степени, можно это выявить. Наши граждане, в большей степени, объективно видят ситуацию и обращают на неё внимание, часто просят правонарушителей изменить постановку транспортного средства или изменить поведение на дороге. А в дальнейшем, администрирование станет одним из итоговых результатов деятельности правонарушителей. 7 февраля 2019 года Государственной Думой в первом чтении принят подготовленный МВД России и внесенный Правительством России законопроект № 291354­7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (так называемый «народный инспектор»).
Проектируемые изменения, предусматривают возможность вынесения постановлений о назначении административных наказаний за отдельные нарушения правил дорожного движения без составления протокола об административном правонарушении, в случае их фиксации гражданами, зарегистрированными в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре.
Как представляется, при принятии законопроекта количество подобных обращений существенно возрастет и это позитивно скажется на уровне безопасности

РЧ: Продолжим тему задач, озвученных на коллегии МВД России, Владимир Путин заявил о необходимости расширять возможности автоматической фото-видео фиксации, о каких расширениях можно говорить в ближайшем будущем?

МЧ: В первую очередь, за последние пять лет фактически в 2 раза возросло количество камер фото-видео фиксации на дорогах (с 8,9 тыс. до 16 тыс.). В настоящее время на территории Российской Федерации применяются 11,5 тыс. стационарных, 3,8 тыс. передвижных и 703 мобильных комплексов. В результате их применения только в течение 2018 года ликвидировано порядка 1,5 тыс. аварийно-опасных участков, по мере чего, в места с высокой вероятностью возникновения ДТП было передислоцировано 267 стационарных комплексов. Основная часть всех имеющихся комплексов (11,3 тыс.) выявляет нарушения, связанные с превышением установленной скорости, из них по среднему значению – 1,1 тыс. Нарушения правил стоянки или остановки – фиксируют 554 комплекса, за движение по выделенной полосе для общественного транспорта – 780, за движение по обочине – 440, за выезд на встречную полосу – 1408, за разворот, в случаях, когда он запрещен – 374, за нарушение требований дорожных знаков и разметки – 951, за проезд на запрещающий сигнал светофора – 1548 и за невыполнение остановки перед «стоп-линией» – 1710.
По нашему мнению, наибольший эффект в сфере профилактики нарушений, связанных с превышением установленной скорости движения, достигается при применении комплексов, фиксирующих среднюю скорость, когда законопослушное поведение водителя стимулируется не эпизодически, то есть только в местах расположения камер, а в процессе его движения на значительной протяженности участка автомобильной дороги.
В реализации национального проекта, в рамках первого федерального проекта «Дорожная сеть», предусмотрена ежегодная установка на дорогах более тысячи камер фото-видео фиксации. Сегодня камеры включены по законодательству в элементы обустройства уличной дорожной сети. Соответственно, такая камера должна устанавливаться в первую очередь там, где есть аварийно-опасные участки. Именно камеры позволили за эти пять лет сократить более чем на полторы тысячи очагов аварийности. Там, где мы видели, что происходят ДТП, с помощью фото-видео фиксации и предупреждения на дорогах, что в этом месте стоит камера, удалось предотвратить ДТП на этих участках без увеличения средств, без реконструкции дороги и без её капитального перестроения. Камеры обладают предупреждающим свойством, для того чтобы водитель на этом участке обратил внимание и не нарушал правила дорожного движения. В дальнейшем, фото-видео фиксация будет развиваться.
Что касается расширения составов выявляемых средствами автоматической фиксацией нарушений, отмечу, что в г. Москве с 1 марта текущего года начато администрирование нового правонарушения (так называемая «Вафельница»). По состоянию на 5 марта т.г. вынесено 15 таких постановлений. В мероприятиях, связанных с обустройством автомобильных дорог комплексами автоматической фиксации, помимо органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления задействуются также и федеральные органы исполнительной власти. Например, в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Росавтодором только в 2019 году на федеральных дорогах страны запланирована установка порядка 1000 комплексов автоматической фиксации.


РЧ: Не так давно, Госдума в первом чтении приняла поправки к административному кодексу, которая предусматривает возможность привлечь нарушителей ПДД к ответственности без составления протокола. Нарушения должны зафиксироваться с помощью фото-видео фиксации. Как вы думаете, какие перспективы такого рода привлечения нарушителей к ответственности?

МЧ: Основной целью законопроекта (№ 291354-7) является со здание условий для повышения уровня безопасности дорожного движения, предупреждения и снижения аварийности на дорогах, тяжести ее последствий, а также укрепления доверия граждан к полиции.
Думаю, что в весеннем рассмотрении в Госдуме на сессии будет принят законопроект «Народного инспектора». И он будет работать по большему спектру, а не только по благоустройству остановки и стоянки, как в «Помощнике Москвы». Будет расширен ряд перечней фиксации нашими гражданами по специальному софту, который может быть установлен в мобильном телефоне. Пользователю будет необходимо пройти регистрацию на портале «Госуслуги», чтобы в дальнейшем можно было идентифицировать лицо, которое фиксирует нарушения. Плюс, существует законопроект о передаче полномочий субъектам в части развития фото-видео фиксации и администрировании этих правонарушений. Учреждения ситуационных центров и центров фото-видео фиксации субъектов Российской Федерации смогут администрировать расширенный перечень нарушений и правил дорожного движения. Это - и красный сигнал светофора, не предоставление преимущества пешеходам, и ещё большой спектр.

РЧ: Не могу не затронуть тему автобусных перевозок. В последнее время, всё чаще нам приходят новости о ДТП с участием автобусов. И с 1 марта 2019 года в России начало действовать обязательное лицензирование автобусных перевозок. На ваш взгляд, поможет ли это сократить количество таких ДТП?

МЧ: Конечно. Когда перевозочная деятельность на законодательном и федеральном уровне контролируется, то это позволяет следить за транспортными средствами, которые перевозят пассажиров. Это перевозки с особым риском. Потому что людей большое количество, и сегодня, перевозимых людей на автобусах больше, чем на альтернативных видах транспортных средств, как поезда или самолёты. Здесь должны быть единые требования. У нас зарегистрировано 864 тысячи автобусов, из них 409 тысяч зарегистрировано за физическими лицами. И как показывает анализ причин и условий, способствовавших ДТП с участием автобусов, основные нарушения требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров фиксируются при использовании автобусов, зарегистрированных за физическими лицами. лицензированные перевозчики несут расходы на мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения (проведение медицинского осмотра водителей, контроля техсостояния автобуса, установки тахографа, системы ГЛОНАСС), а недобросовестные перевозчики на этих мероприятиях экономили, прикрываясь отсутствием таких требований при перевозах по заказам и для собственных нужд.
С введением лицензирования всех видов пассажирских перевозок автобусами устанавливаются равные условия для участников рынка, в том числе и по соблюдению обязательных требований по обеспечению безопасности дорожного движения. Полагаем, что соблюдение этих требований всеми участниками рынка позволит сократить количество ДТП с автобусами. Такое законодательство вступает в силу с 1 марта, но там есть период в части администрирования. Ространснадзор уже приступит с 1 июня к привлечению к ответственности таких водителей, которые не будут пролицензированы. Думаю, здесь будет и процедура контроля, как со стороны Ространснадзора, так и со стороны региональных властей. Потому что большие перевозки задействованы и межмуниципальные и межсубъектные. Все маршруты, которые сегодня определены органами власти, будут учтены в рамках лицензирования.

РЧ: Что с возвращением ГИБДД контроля за техосмотром автобусов?

МЧ: Это уже принято законодательно в первом чтении. Второе чтение должно пройти на весенней сессии, и я думаю, что в этом году эти процедуры будут чётко регламентированы и определены. Это объективное проведение технического осмотра, непосредственно тех, кто будет предоставлять соответствующую услугу. Они будут находиться под фото-видео фиксацией, привязываться по GPS к ГЛОНАССУ, потому что мы должны видеть и понимать, что именно в этом месте был проведён технических осмотр. Если говорить про автобусы, то процедуры будут проходить вместе с Госинспектором по техническому надзору. Если общий порядок проведения технического осмотра, то должен присутствовать подконтрольный Госавтоинспекции в части неплановых проверок. Мы конечно надеемся, что как раз смертность по причине технической неисправности снизится. Ведь в прошлом году это унесло тысячи жизней. Все это будет прописано в регламентах, конвенциях, международных договорах и соглашениях в части проведения технического осмотра и контроля за транспортными средствами. Мы видим, на сколько в Европе развит контроль улиц. Полицейские обращают внимание на передвижение и перевозку большого количества пассажиров автобусами и специализированными такси. И такой же контроль мы стремимся создать в рамках совершенствования законодательства. А ужесточение условий нарушителям позволит сделать такие перевозки максимально безопасными.

РЧ: Хотелось бы поговорить про такси. Каким образом ГИБДД планирует осуществлять контроль за работой агрегаторов такси и следить за состоянием их водителей? И кто, по вашему мнению, прежде всего должен нести ответственность за качество оказаний услуг в этой сфере?

МЧ: Мы уже ведём планомерные подготовки и беседы и с большими и крупными агрегаторами по системе контроля и организации перевозок. Сегодня компании нацелены на получение прибыли путём оказания услуг между перевозчиком и пассажиром, которые заказывают автомобиль с помощью приложений. В настоящее время, очень мало людей, кто ловит такси «с руки», все в основном пользуются агрегаторами. Подготовлен законопроект, где деятельность в сферах перевозок будет осуществлена по части ответственности агрегаторов за предоставление услуг. Сегодня мы с ними очень много общаемся по поводу определения и персонификации водителя за рулём. Сделали срез и взяли 120 тысяч водителей, которые работают за одни сутки с одним из агрегаторов. Оказалось, 800 водителей были лишены водительских прав или вообще не имели право управления транспортным средством. Понимаем, что в этом сегменте очень много вопросов, касающихся водителей, которые перевозят людей. Прорабатываем вопросы, чтобы ежесуточно мы могли делать такую пакетную выгрузку для проверки водителей. Плюс к этому, мы отрабатываем вопросы дистанционного допуска к перевозке людей. Планируем внедрить кабины, которые позволяют при начале движения дистанционно измерить давление, наличие на алкоголь с помощью алкотестера, и проверить другие медицинские показатели, которые дистанционно дают возможность доступа к перевозочной деятельности. Видим, сколько сегодня вопросов, касающихся утомлённости и усталости. Люди засыпают за рулем, потому что далеко не выполняют тот режим труда и отдыха, который необходим. В дальнейшем, нужно рассматривать вопрос об установке специального оборудования, которое будет следить. К примеру, тахографы, которые применяются при автобусных перевозках, чтобы можно было контролировать процесс перевозки именно со стороны водителей легковых такси. Потому что, это очень большие и массовые перевозки, которые должны так же быть чётко регламентированы порядком в рамках действующего законодательства.

РЧ: Не так давно, в Госавтоинспекции под вашим руководством состоялось обсуждение вопросов реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в режиме видеоконференции с руководителями территориальных подразделений ГИБДД. Какие задачи были поставлены регионам?

МЧ: Национальный проект, который уже реализуется на территории страны, состоит из четырех федеральных проектов. Наш раздел, «безопасность дорожного движения», это третий раздел, который чётко определён в показателях. Это в 3.5 раза к 2024 снизить смертность на дорогах, по сравнению с периодом 2017 года. Показатель социального риска должен быть не выше четырех погибших на 100 тысяч населения, и одна из норм, которая была в стратегии озвучена, это стремление к нулевой смертности к 2030 году. Это прописано в части нашего большого проекта по «Безопасным и качественным автомобильным дорогам». Наши руководители сегодня во всех субъектах привлечены в качестве членов проектного комитета в регионах. И тем самым, они, при рассмотрении процессов обустройства, должны предусмотреть в очагах аварийности все те проблемы, которые существуют. В первую очередь, это разделение транспортных потоков. Мы сможем легковозводимыми конструкциями распределить транспортные потоки, не давая возможности выехать на полосу встречного движения, сделав это с помощью делиниаторов и конусов, а так же композитных материалов. Все это уже устанавливается на наши дороги и приносит положительный результат при небольших затратах.

Ещё и освещение дорожно-уличной сети. Там, где присутствуют пешеходы и переходят дорогу, этот участок должен быть освещён, чтобы заметить человека, или он мог заметить транспорт.

Ещё и обустройство пешеходных переходов, где необходимо сделать возвышенности, такие как «лежачий полицейский», чтобы водители при подъезде снижали скорость, минимизируя риск наезда на пешехода. В этом направлении у нас, к сожалению, высокая смертность. Более 5 тысяч пешеходов погибают на дорогах, и здесь необходимо приложить максимум усилий в рамках национального проекта. Поэтому, он и называется «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Руководители ГАИ должны увидеть весь сегмент работ, который будет проводиться, как в регионе, так и в муниципальных образованиях, нацеливая руководителей на управленческую работу и работу дорожного надзора. Все это должно снизить и пресечь опасные деяния, которые влекут к дорожно-транспортным происшествиям.

РЧ: Как, по вашему мнению, в целом в России обстоят дела с качеством дорог. Имею ввиду, в каких регионах качество лучше, а где хуже?

МЧ: В целом, по состоянию дорог и приведению их в нормативное состояние, предписанное указом президента, в национальном проекте есть показатели, которые нацелены на то, чтобы привести дороги в соответствие. Такую работу ведёт владелец дорог и, исходя из этого, в дальнейшем разрабатываются проекты, которые в регионах и муниципалитетах направляются в Росавтодор. Они оценивают их, исходя из нормативного состояния всех 85 субъектов, за исключением Санкт-Петербурга и Москвы, потому что они не участвуют в проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги», у них уже большой комплекс мер был выработан. Если говорить про столицу, то это самый социально низкий уровень смертности на дорогах. Уже ниже четырех погибших на сто тысяч населения, и около 4-5 на сто тысяч населения в Питере. Все остальные, инфраструктурно просчитанные и проинспектированные дороги, конечно будут выделять в рамках дорожной сети денежные средства туда, где нужно поднять уровень содержания автомобильных дорог до уровня среднероссийского показателя. Это будет сделано.

РЧ: Не так давно, в Госдуме заявили о необходимости вернуть Госавтоинспекции полномочия по согласованию и утверждению схем и проектов организации дорожного движения. Причем, места установки камер и фото-видео фиксации так же должны быть на этих схемах. Как, по вашему мнению, эта мера позволит повлиять на безопасность дорожного движения?

МЧ: Мы давно с Минтрансом и Росавтодором ведём разговор о том, что необходимо осуществлять контроль за подрядчиками, которые выходят на дорогу, и зачастую элементы обустройства производства работ не отвечают никаким требованиям. Мы за 2018 год увидели рост таких ДТП. Когда в местах, где должно быть всё обустроено и безопасно, у нас возрастает количество пострадавших и погибших. Это чуть менее 10%, но всё равно это не хороший звонок. Поэтому такое предложение от нас было высказано. Минтранс и Росавтодор нас поддержали. Думаю, это позволит вести контрольно-надзорную деятельность за всем тем, что происходит на дороге. Плюс к тому, когда мы видим проекты по капитальному ремонту, строительству или реконструкции, то элементы безопасности дорожного движения должны быть включены на стадии проектирования, чтобы оно было реализовано в части производства работ или строительства. Тогда это позволит создать максимальные условия безопасности.