11.09.2018

РЧ: В студии Роман Чупров, здравствуйте. На этой неделе у нас в гостях начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожного-транспортного травматизма Госавтоинспекции МВД России Максим Германович Белугин. Максим Германович, здравствуйте.

МБ: Здравствуйте.

РЧ: Тема нашей сегодняшней беседы – это обеспечение безопасности детей на дорогах в новом учебном году. Как ГИБДД готовилась к новому учебному году, какие профилактические мероприятия проводились?

МБ: На самом деле Госавтоинспекция не прекращала свою работу по вопросам профилактики детского травматизма и летом, когда дети собирались в оздоровительные лагеря, пришкольные лагеря, мы тоже проводили работу, доводили ту информацию, которая необходима школьникам, когда они пойдут уже учиться. Кроме того, были проведены совместные совещания с представителями органов образования, на которых мы обсуждали вопросы подготовки школ к новому учебному году и тому, как готовы педагоги, для того чтобы донести правильную информацию до наших детей, которые вернутся с отдыха. Конечно же, у нас традиционно проходят такие профилактические мероприятия, как «Внимание, дети!» - это уже в августе мы начинаем отрабатывать те вопросы, которые касаются именно вопросов профилактики детского травматизма. Ну в первую очередь, у нас очень большая проблема сейчас существует – это перевозка детей-пассажиров. Большая часть погибших детей – это дети, которые пострадали в салоне транспортных средств. И здесь, в первую очередь учитывая, что август – это тот месяц, когда в основном все возвращаются с отдыха к себе домой, здесь основной упор сотрудников Госавтоинспекции был сделан на профилактические и предупредительные мероприятия, в том числе и привлечение к ответственности тех водителей, которые перевозят детей с нарушениями правил дорожного движения. Актуальность этого вопроса не потерялась и сейчас, когда как раз идет массовый подвоз детей к школам, поэтому здесь я хотел к нашим радиослушателям обратиться – уважаемые родители! Даже если вы понимаете, что плечо перевозки детей от дома до школы совсем маленькое, все равно необходимо детей пристегивать ремнями безопасности – тем, кому это уже возможно делать – или использовать детские удерживающие устройства, которые бы позволили безопасно перевозить детей. Не надо ссылаться на то, что ехать немного, вы ездите аккуратно и все остальное. Есть законодательство, есть правила дорожного движения, которые предписывают вам это делать. А мы со своей стороны будем совместно со школами проводить профилактические мероприятия, разъяснять, в том числе родителям и детям, как это надо правильно делать, и в том числе с родительскими патрулями, с родителями, с администрациями школ, детских образовательных организаций, будем контролировать, как осуществляется эта перевозка.

РЧ: Вот вы сейчас упомянули родительские патрули. Чем они занимаются?

МБ: Родительский патруль – это заинтересованные в безопасности своих детей люди, которые совместно с сотрудниками Госавтоинспекции, иногда просто с администрацией школ приходят пораньше перед школой и контролируют, смотрят, как дети исполняют те или иные вопросы, в том числе и правила дорожного движения. Ну вот смотрите, самый простой пример – это вторая обувь есть или нет, то есть при входе в школу это смотрят, привлекаются в том числе и родители. Здесь то же самое, мы напоминаем также родителям о том, что необходимо использовать световозвращающие элементы, и в тот период, когда дети приходят в школу, мы тоже можем попросить родителей, чтобы они контролировали и администрацию школ, чтобы контролировали использование этих световозвращающих элементов.

РЧ: Предлагаю поговорить о еще одном аспекте. Проводилась ли проверка наличия наземных пешеходных переходах вблизи школ и работы светофоров?

МБ: Со стороны Госавтоинспекции уделяется особое внимание этому вопросу. Мы все с вами прекрасно понимаем, для того чтобы детям было безопасно идти в школу, мы должны создать условия, которые бы это позволяли. В первую очередь, здесь необходим контроль за улично-дорожной сетью, и в первую очередь, это обустройство пешеходных переходов около образовательных организаций. Это делается как сотрудниками Госавтоинспекции также совместно с администрацией, образовательных организаций, в том числе с привлечением общественников, например, общероссийский народный фронт, они очень помогают в этом вопросе, привлечение тех же родительских патрулей, каких-то знаменитостей, чтобы обратить внимание на то, что пешеходный переход должен быть правильно оборудован. Мы проводили уже в августе совещание, в котором подводили предварительные итоги оборудования пешеходных переходов, есть еще нарушения, которые требуют, чтобы их устранили. Ну в первую очередь, мы обращаем внимание, на то чтобы пешеходные переходы были наиболее безопасными, то есть это должны быть так называемые искусственные неровности, это светофоры Т-7 – моргающий такой желтый, знаки в обязательном порядке, чтобы была вот эта вот люминесцентная окантовка яркая лимонно-желтого цвета, для того чтобы была видимость пешеходных переходов. И соответственно, это разметка правильно нанесенная, чтобы ее было видно. Это ограждения, освещение, то есть очень много комплексов мероприятий, которые необходимо соблюдать. Поэтому на это обращается особое внимание.

РЧ: А если человек заметил неработающий светофор или отсутствие пешеходного наземного перехода вблизи школы, он может по этому поводу обратиться куда-то?

МБ: Конечно. В первую очередь тут даже может сработать такая схема: ведет папа или мама ребенка в школу, увидел, что не работает светофор – он уже администрации школы может донести эту информацию. Администрация школы может позвонить в обслуживающую организацию, это или муниципальная, или дорожная организация, которая обслуживает данный пешеходный переход, для устранения этих недостатков. Плюс сообщить об этом в Госавтоинспекцию или в муниципалитет, на территории которого находится эта школа, то есть любая из этих инстанций должна принять меры, для того чтобы довести информацию до тех, кто этим занимается, и устранить эти недостатки.

РЧ: В этом вопросе еще важно, чтобы мониторинг постоянно проводился. Вот в дальнейшем, на протяжении учебного года какие-то проверки Госавтоинспекция проводит по этому вопросу?

МБ: Проверки проводятся на постоянной основе. В рамках текущей деятельности на это обращается особое внимание. И здесь я бы хотел обратить внимание на то, что есть такой паспорт дорожной безопасности, в котором правильная схема, как должен расположен быть пешеходный переход есть, и если родители и администрация школ обратит на это особое внимание, то мы должны понимать, что надо стремиться к идеалу, то, что там нарисовано, так и должно быть.
  
РЧ: Об этом поговорим чуть позже. Сейчас предлагаю затронуть тему о еще одном важном атрибуте безопасности школьника – это световозвращающие элементы. Как их распространяют среди школьников и насколько они важны, есть ли статистика какая-то по этому поводу?

МБ: На самом деле вопрос безопасности детей в темное время суток очень стоит серьезно. Особенно, у нас в РФ, где вот такой большой часовой пояс, у нас только 1 из 10 пострадавших детей в ДТП в темное время суток имеет какой-то световозвращающий элемент или на одежде, или на каких-то аксессуарах. Это очень плохо, поэтому мы обращаем на это особое внимание, как со стороны Госавтоинспекции, так и со стороны правительства, то есть в рамках реализации целевой программы каждый год изготавливаются световозвращающие элементы и направляются в регионы для распространения среди дошкольников и младших школьников к 1 сентября. Но мы прекрасно с вами понимаем, что одними только этими усилиями не справимся, поэтому в регионах в рамках региональных программ проводятся такие же мероприятия, плюс общественные деятели, некоторые организации коммерческие такие же изготавливают приспособления и по школам распространяют. Но распространять – это одно, самое главное, чтобы они использовались. К сожалению, мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда ребенок, получив световозвращающий элемент, его один день поносил, потом забывает дома и не использует. Вот здесь мы как раз обращаемся к родителям, чтобы они видели, как используют эти световозвращающие элементы дети. И то же самое, в одной из программ мы с вами говорили о том, что когда ребенок приходит в школу, особенно, в сельской местности, там где это наиболее актуальный вопрос, где мало освещения улиц и дорог, как раз использование этих элементов должно контролироваться в первую очередь. Есть различные элементы – например, в виде браслетов надеваются на руку, чтобы можно было видеть ребенка, ну также используются и такие элементы, как подвески. В принципе интересно, модно, рекомендуем даже делать в разных красивых формах, чтобы можно было ребенку интересно это использовать. Это небольшие такие экземпляры, которые можно использовать в нашей работе. О том, как влияют световозвращающие элементы, можем рекомендовать посмотреть всем на нашем сайте ГИБДД.ру, где целый раздел посвящен как раз использованию световозвращающих элементов. Ну, скажу только одно, что видимость несовершеннолетних в несколько раз сразу становится в темное время суток лучше, если использовать эти световозвращающие элементы, от 50 до 200 метров сразу, это при ближнем свете фар, а при дальнем – еще дальше. Поэтому смотрите, движение автомобиля, скорость, тормозной путь – и вы понимаете, что это действительно очень сильно влияет.

РЧ: Было бы еще здорово, если бы производители каких-то элементов школьной одежды автоматически вставляли туда какие-то световозвращающие элементы.

МБ: Это уже есть. И мы свами наблюдаем, что и портфели, и рюкзаки, и даже сумки для обуви уже снабжаются такой полоской, которая бы могла вовремя предупредить о том, что ребенок идет на дороге. В элементы одежды вставляется иногда, то есть мы видим: идет ребенок, он такой сверкает. Красивый. Это очень хорошо, но, к сожалению, не все, поэтому мы уже ни один раз поднимали вопрос и перед Минпромторгом, о том, чтобы ввести сертификацию на обязательное использование в детской одежде именно элементов, которые бы позволяли различать детей в темное время суток.

РЧ: Новый учебный год пока только начался. Дети отходят от каникул. Ну, естественно, пока они были на каникулах вряд ли с ними можно было проводить какие-то профилактические беседы. Честно говоря, детям не до этого на каникулах. Начался новый учебный год. Будет ли ГИБДД проводить какие-то профилактические уроки с детьми в школах? Как им будет доноситься вся эта важная информация?

МБ: Уже с 1 сентября это проходит. Особенно в день знаний были и пятиминутки, и уроки по безопасности дорожного движения, и эта работа продолжается. Ну здесь только одними силами сотрудников Госавтоинспекции не справиться, поэтому мы привлекаем к этой работе представителей общественных организаций, мы встречаемся с родителями, мы встречаемся с администрацией школ и образовательных организаций для того, чтобы каждый на своем уровне мог донести эту информацию о том, как необходимо и важно использовать световозвращающие элементы.

РЧ: А вот как подается эта информация для школьников? Сейчас современные дети не привыкли видеть какой-то сухой рассказ, воспринимать его. Какие-то интерактивные возможности используются для того, чтобы донести необходимую информацию?

МБ: Ну, давайте я простой пример приведу. Делается так: зашториваются в классе окна или где-то в коридоре это делается, чтобы создать темноту, берется вот этот элемент, надевается, ставим ребенка, берем фотоаппарат (у каждого есть телефон с фотоаппаратом), фотографируем без вспышки – мы видим один результат, фотографируем со вспышкой – видим другой результат. Очень доходчиво, очень понятно. Дети сразу все понимают. Это с точки зрения, как нужно об этом рассказать. И всегда мы говорим сейчас очень много в различных ларьках и магазинах продаются световозвращающие элементы, и чтобы наши родители и дети не купили контрафактную продукцию, мы рекомендуем: во-первых, понятно – посмотреть сертификат качества на это изделие; и второе, сделать простое движение – положить рядом несколько световозвращающих элементов, включить вспышку на телефоне или фотоаппарате и сфотографировать. Тот, который ярче светит, он уже будет более или менее достоин, поэтому мы его выбираем, покупаем и уже используем у себя в деятельности.

РЧ: По-моему, если я не ошибаюсь, в прошлом году глава Госавтоинспекции Михаил Черников говорил о минутках безопасности, введении в школах, была такая идея. Воплощается ли эта идея, и как она воплощается?

МБ: У нас на это обращается внимание особое. Наряду с тем, что школах в рамках ОБЖ и окружающего мира преподаются правила дорожного движения, мы хотим, чтобы эта информация доходила больше до детей. И вот эти минутки или пятиминутки, как по-разному называют в школах, они должны проводиться. Для этого мы в первую очередь подготовили методические рекомендации, и сами эти минутки расписали и распространили во все образовательные организации совместно с Министерством просвещения, которое пошло на встречу и тоже помогло в распространении вот этой информации. Плюс на портале Министерства просвещения «Дорога безопасности» тоже есть этот материал, и любой родитель или педагог может взять этот материал и использовать для того. Чтобы проводить эти пятиминутки. Плюс у нас каждому сотруднику Госавтоинспекции, особенно сотрудникам пропаганды, даны рекомендации, чтобы наглядные примеры по фактам дорожно-транспортных происшествий, которые проходят у них в регионах обязательно доводились до образовательных организаций, чтобы они могли использоваться, как раз, в этих минутках безопасности, поэтому здесь мы обращаем на это особое внимание. И хотел бы обратиться и к родителям, чтобы они у себя в школе интересовались доводят ли эту информацию педагоги до детей.

РЧ: Хотелось бы еще обратиться к сайту Госавтоинспекции тем боле, что за нашу беседу мы уже упоминали этот раздел. Паспорт дорожной безопасности. Для чего он нужен и можно ли с помощью него построить безопасный маршрут от дома до школы?

МБ: Данный документ является обязательным в образовательных организациях. Об этом есть совместное письмо тогда еще Министерству образования (сейчас Министерству просвещения) и Госавтоинспекции о том, какой должен быть паспорт дорожной безопасности, и какая информация должна там быть. Паспорт дорожной безопасности – это не документ, который просто для галочки делается и хранится в образовательной организации. Это документ, к которому могут обращаться: администрация школы, педагоги, родители, дети. Там есть несколько разделов. В каждом разделе есть информация, касающаяся тех или иных вопросов безопасности дорожного движения, и первое – это схема безопасного движения детей от дома до школы и обратно. Плюс там есть схемы движения, если осуществляется учебный процесс вне школы, то есть это, например – идут на стадион, на какую-то экскурсию, то есть там тоже эти схемы прорисовываются. Плюс места подвоза детей, где они должны быть, места движения детей от остановочных площадок и прочее. Плюс там есть раздел по перевозке детей: школьные автобусы, если он есть на балансе, там пишется полная информация про него. Или в этом разделе обязательно размещается информация: какое транспортное предприятие может осуществить перевозку в соответствии с постановлением правительства. Поэтому паспорт дорожной безопасности должен использоваться как для проведения занятий, так и для работы в индивидуальном порядке с детьми по, как раз, безопасному маршруту детей.

РЧ: Ну и, что греха таить. Лето собственно в этом году получилось отличное, теплое. В сентябре нас погода радует теплыми днями, ну и в связи с этим дети пока еще ездят на велосипедах и некоторые из них пользуются этим транспортом, чтобы добраться до школы. Какую работу ГИБДД проводит, чтобы обезопасить эту категорию участников дорожного движения.

МБ: Значит, на самом деле мы рады тому, что велосипедное движение развивается, потому что это, во-первых, здоровый образ жизни, но мы должны понимать, что если мы используем велосипеды или иные технические средства, которые позволяют передвигаться человеку, то мы должны знать правила, по которым осуществляется это движение. Поэтому здесь я бы хотел акцентировать внимание на то, что мы проводим действительно большую работу в этом плане с велосипедистами. Не только с велосипедистами мы поводим работу, и с родителями. Мы проводим работу с теми организациями, которые продают велосипеды о том, чтобы они разрабатывали памятки по безопасности дорожного движения, рекомендовали использовать защитную экипировку для детей. Но я бы, наверное, хотел бы здесь больше обратиться именно к родителям, потому что трактование правил дорожного движения иногда бывает неправильным. И самый главный вопрос, который хотелось бы, чтобы доводили до наших детей – это то, что на дорогу выезжать детям до 14 лет категорически запрещено. Они должны передвигаться по велодорожкам или велопешеходным дорожкам, либо тротуарам с той скоростью. Которая была бы безопасна для всех участников дорожного движения. Ну. В первую очередь, пешеходов. И, если мы говорим о том, что велосипедист подъезжает к пешеходному переходу, то категорически запрещено по пешеходному переходу ехать на велосипеде. Здесь должен спешиться водитель, перевести на разрешающий сигнал светофора велосипед через пешеходный переход, потом опять сесть на велосипед и уже дальше двигаться. Обычно на это не обращают внимания даже взрослые, которые являются примером для наших детей. Поэтому я еще раз обращаюсь ко всем слушателям о том, что это правило должно обязательно использоваться. Ну, и плюс конечно же при эксплуатации велосипедов или других технических средств мы должны использовать защитную амуницию: в том числе шлем, налокотники, наколенники для того, чтобы если вдруг произойдет какое-то ЧП, вы упадете с велосипеда, то хотя бы вы не пострадали. И очень много идет разговоров и споров по поводу использования технических средств, электрических, которых сейчас очень много. Это и моноколесо, и гироскутеры, и самокаты. Четкое определение в правилах дорожного движения велосипеда, мопеда, мотоцикла дано и транспортных средств. Все остальное попадёт под категорию пешеходы. Поэтому те люди, которые используют такие технические средства должны руководствоваться правилами дорожного движения для пешеходов.

РЧ: То есть они по трассе перемещаться не могут?

МБ: Не имеют права по дороге. То есть по большому счету это как средство развлечения, и они должны использовать их на закрытиях площадках. Не возбраняется использование их по пешеходным переходам, но еще раз. Раз вы пешеход, вы должны передвигаться по пешеходному переходу так, чтобы основному потоку пешеходов не мешать. То есть не разгоняться до 60, 30 км в час, а именно двигаться с той скоростью, которая бы была безопасна.

РЧ: А если такое нарушение зафиксировано, то человек будет привлечен к административной ответственности.

МБ: Да, будет привлечен к административной ответственности. Это уже как бы априори.