28.09.2018

РЧ: В студии Роман Чупров, здравствуйте. Автобусные перевозки – на этой неделе речь пойдет именно о них. Кто должен следить за техническим состоянием автобуса, как следят за режимом отдыха и труда водителей и куда жаловаться, если вы заметили нарушения при пассажирских перевозках? Об этом говорим с заместителем начальника отдела технического надзора Госавтоинспекции МВД России Алексеем Ежовым. Алексей, здравствуйте.

АЕ: Здравствуйте.

РЧ: Алексей, не так давно Госавтоинспекция опубликовала отчет, согласно которому количество аварий по вине водителей общественного транспорта растет. Как вы считаете, связана ли эта тенденция с техническим состоянием автобусов?

АЕ: Вы знаете, однозначно сказать нельзя, что это связано напрямую именно с техническими неисправностями, однако статистика говорит, о том что в каждом ДТП, в котором выявлена неисправность автобуса, относительный показатель погибших значительно выше, чем с исправными автобусами.

РЧ: А вот в ГИБДД отмечают, что во время проверок установлено, что компаниями перевозчиками не проводится предрейсовый медицинский осмотр водителей, контроль за техническим состоянием транспортных средств. Какие меры применяются к недобросовестным перевозчикам?

АЕ: Меры применяются, предусмотренные кодексом РФ «Об административных правонарушениях», предусматривающим ответственность как в отношение должностных лиц, так и самих перевозчиков.

РЧ: А сколько нарушений было за этот год?

АЕ: Госавтоинспекция на постоянной основе контролирует исполнение данных обязательных требований. Только в текущем году привлечено около 3 тысяч перевозчиков за неисполнение своих обязанностей по проведению предрейсовой проверки технического состояния (автобусов) и медицинского осмотра водителей. Кодексом за данное нарушение предусмотрена ответственность до 30 тысяч рублей.

РЧ: Вот сейчас на дорогах, конечно же, стало больше появляться школьных автобусов. Какие правила перевозки детей и какие советы можно дать слушателям?

АЕ: Правила определены в постановлении правительства 1.77, согласно которому должен быть подготовлен вначале определенный пакет документов, предусмотренный данным нормативным актом. Обязательно должен быть прописан список детей с контактными телефонами в том числе их родителей, на случай непредвиденных ситуаций чтоб можно было сообщить. И как совет, естественно, самим родителям, которые отправляют своих детей в поездку на автобусе в какую-либо экскурсию – не просто так подходить к этому вопросу, а именно обращать внимание на качество той услуги, которая оказывается перевозчиком, в данном случае чтобы при посадке детей контролировать, внешне осмотреть техническое состояние автобуса, состояние водителя, наличие ремней безопасности, если ремни, конечно, есть – в обязательном порядке пристегивать ребенка, чтобы не дай Бог, он не расстегивался в пути.

РЧ: А как часто ГИБДД проводит рейды по проверкам технического состояния автобусов?

АЕ: Отдельные специальные рейды не проводятся. Работа ведется на плановой постоянной основе в рамках надзора за дорожным движением.

РЧ: Как часто это происходит?

АЕ: Постоянно.

РЧ: То есть сотрудники ГИБДД приезжают в эти компании-перевозчики и проверяют автобусы или как это технически происходит?

АЕ: Как правило, проверка проводится именно на маршрутах движения автобуса, а также на конечных остановочных пунктах.

РЧ: То есть водителя могут остановить и проверить?

АЕ: При выявлении внешних признаков неисправности проводится проверка, и в случае выявления неисправности водитель привлекается к ответственности, и возбуждаются материалы в отношение перевозчиков.

РЧ: А существует ли для компаний-перевозчиков лимит эксплуатации автобусов, какой у них максимальный возраст?

АЕ: Такой лимит законодательством не установлен, при этом основным критерием допуска к участию в дорожном движении является все-таки техническое состояние транспортного средства.

РЧ: А вот на законодательном уровне вопросы контроля за техническим средством решаются как-то?

АЕ: Да, решаются вопросы. В настоящее время рассматривается внесение изменений в законодательство в части проведения технического осмотра всех транспортных средств, повышения ответственности операторов за выдачу диагностических карт на неисправные в том числе автобусы, и также предусматривается введение дополнительной ответственности и повышения ответственности за управление неисправным транспортным средством.

РЧ: Давайте поговорим о том, как можно пожаловаться на нарушения по перевозке пассажиров. Бывает ведь, что люди сами хотят обратить внимание ГИБДД, как часто такое происходит?

АЕ: Количество обращений точно сказать не могу, но обращения постоянно поступают, ряд из них, конечно, являются необоснованными, но в основном такие факты подтверждаются, и Госавтоинспекция на местах принимает все необходимые меры для устранения выявленных недостатков и привлечению к ответственности виновных лиц.

РЧ: Как можно обратиться в Госавтоинспекцию, если мы вот видим в данный момент какое-то нарушение, что мы должны сделать, как зафиксировать, куда отправить это?

АЕ: Для фиксации все-таки рекомендую запомнить, какое это место, номер транспортного средства и, соответственно, сообщить по любому из доступных телефонов – либо которые находятся на сайте, либо на телефон 112. Кроме того, можно направить обращение текстовое на официальный сайт Госавтоинспекции.

РЧ: А подкрепить фото- видеосъемкой это можно?

АЕ: Чем больше будет фактуры, подтверждающей факт перевозки в неисправном транспортном средстве, тем будет проще привлечь к ответственности в том числе перевозчика.

РЧ: Тогда давайте перейдем к смежной теме – это режим труда и отдыха водителей. Как ГИБДД следит за этим?

АЕ: Госавтоинспекция также, как и за техническим состоянием (автобусов), осуществляет надзор в рамках контроля за дорожным движением, предусмотрена административная ответственность кодексом, к сожалению, только в отношение водителей за нарушение режима труда и отдыха. Госавтоинспекцией в этом году направлены предложения о внесении изменений в статью кодекса 11.23 ч.2 в части дополнения данной нормы ответственностью перевозчика.

РЧ: А какая сейчас ответственность у перевозчика?

АЕ: Ответственность перевозчика пока отсутствует, кодексом не предусмотрена, а в отношение водителя предусмотрен административный штраф от 1 до 3 тысяч рублей.

РЧ: Как считаете, какие еще законодательные меры помогут усилить контроль за режимом труда и отдыха водителей?

АЕ: Сейчас уже рассматриваются инициативы автоматического контроля соблюдения режима труда и отдыха водителей транспортных средств – не только автобусов, то есть это будет происходить также, как камера автоматической фиксации, данные с тахографа будут присылаться в некий центр, который будет анализировать, а в случае выявления нарушения режима труда и отдыха – автоматически привлекать владельца.
РЧ: То есть все автобусы будут оснащены такой системой, я правильно понимаю?

АЕ: Автобусы уже оснащены, за исключением тех, которые находятся на городских и пригородных, маршруты уже оснащены тахографами, позволяющими контролировать режим труда и отдыха.

РЧ: Я имею в виду, единую систему.

АЕ: Пока такой не существует, это планируется, рассматривается вопрос, да, рассматриваются вопросы о создании такой системы.

РЧ: Алексей, сейчас повсеместно автобусы оснащаются системами безналичной оплаты, то есть водители не будут отвлекаться на передачу денег. Как вы считаете, это скажется на количестве ДТП, которые происходят по невнимательности водителей автобусов?

АЕ: Конечно, введение подобных устройств положительным образом влияет на безопасность дорожного движения, так как водитель при оплате проезда не отвлекается от дороги, но установка данных устройств должна осуществляться так, чтобы данный прибор не находился в непосредственной близости водителя, и чтобы пассажиры не загораживали ему обзор через зеркала и соответственно не отвлекали от движения.

РЧ: А вот какие сейчас самые распространенные нарушения у водителей?

АЕ: Наверно, статистики такой по самым распространенным нет абсолютной, то есть, как правило, она допускает весь спектр нарушений. Ну самыми, наверно, такими опасными являются по статистике – это проезд на запрещающий сигнал светофора и нарушения требования расположения транспортного средства на проезжей части и пересечение перекрёстков. Как правило, такие нарушения приводят к самым сложным, самым опасным и самым тяжким происшествиям.

РЧ: А всегда ли удается прочитать эту связь между ДТП и техническим состоянием автобусов?

АЕ: Взаимосвязь, конечно, существует, но она неоднозначная. К сожалению, статистика говорит, что у нас только 5% ДТП, сопутствующим фактором которых является техническая неисправность, но эта оценка не может быть абсолютно объективной. Неисправности бывают в принципе двух видов. Те, которые можно увидеть, так называемым, органолептическим методом, то есть те видны непосредственно глазами: можно увидеть лысое колесо, отваливающиеся сидения, неисправные двери. А есть неисправности скрытые, допустим, тормозная система транспортного средства. Согласно ГОСТ, которые предъявляет требования в том числе к автобусам, тормозной путь автобуса со скоростью 40 км в час должен быть 18,6 метра. Допустим такой случай: если частично будет неисправна транспортная система. То есть тормоза будут существовать, но они будут недостаточно эффективны, соответственно тормозной путь автобуса увеличивается, что может негативно повлиять на тяжесть последствий, а может быть при исправной тормозной системе просто ДТП и не быть.

РЧ: Алексей, есть ли какой-то регламент выпуска автобуса на рейс? Как действуют компании перевозчики, и как они проверяют автобусы и водителей?

АЕ: Да, конечно, согласно федеральному закону 196 «О безопасности дорожного движения» на перевозчиков возложена обязанность по предрейсовому контролю технического состояния всех выпускаемых в рейс транспортных средств. Проводиться должно быть уполномоченными сотрудниками данной организации, которые должны иметь определенную квалификацию, и данные сотрудники ежедневно перед рейсом должны проводить перечень мероприятий по контролю технического состояния транспортного средства, то есть проверять все его основные параметры, которые предусмотрены приказами Министерства транспорта РФ.

РЧ: А уделяется ли какое-то особое внимание со стороны МВД к школьным автобусам?

АЕ: Вы знаете, к школьным автобусам, естественно, особое внимание, но не хочется сглазить. В настоящее время в принципе ситуация достаточно неплохая. В общем автопарк периодически обновляется. Только вот недавно смотрел статистику по обновлению за прошлый год. Согласно данным доклада президенту, подготовленного в рамках проекта по экологии, в том числе это было включено обновление автопарков в качестве повышения качества транспортных средств и более экологичсности, в прошлом году закуплено 1500 автобусов школьных для регионов РФ. Естественно к данным автобусам особое внимание как при мероприятиях по контролю в организациях, как при движении по маршруту движения.

РЧ: Алексей, а в чем особенность именно детских перевозок? И есть ли какие-то правило, допустим, должны ли быть в салоне взрослые, скажем?

АЕ: Во-первых, дети не могут ехать без сопровождающих. То есть постановлением правительства, которое определяет порядок организованной перевозки групп детей, предусматривает наличие в салоне автобуса количества сопровождающих не меньше количества дверей в данном автобусе, поэтому дети не могут просто одни там находиться. С водителем должны проводиться инструктажи, согласно имеющимся нашим законодательством перевозчиком перед выездом, на которых с ним должны быть оговорены все те возможные ситуации, которые могут произойти именно в процессе двиения.