22.05.2018

- Здравствуйте! В студии Роман Чупров. На этой неделе у нас в гостях начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, генерал-майор полиции Михаил Юрьевич Черников. Михаил Юрьевич, здравствуйте! Давайте для начала поговорим про Генеральную Ассамблею ООН, которая состоялась 12 апреля. Вы в ней принимали участие. И на ней же первый заместитель Министра внутренних дел Горовой представил проект резолюции повышения безопасности дорожного движения во всем мире. Расскажите, о чем говорится в этом документе и была ли принята эта резолюция.

- В первую очередь хотелось бы отметить, что не только было заседание Генеральной Ассамблеи, а также было ещё заседание – партнёрство Организации Объединенных наций, где присутствовали члены принявшие и ратифицировавшие конвенцию о безопасности дорожного движения. И, в первую очередь, конечно же, эта тематика безопасность во всём мире и первое десятилетие, которое по инициативе Российской Федерации было предложено провести – это 2010 - 2020-й год, непосредственно направлены на комплекс мероприятий всех структур ведомств, взаимодействующих по снижению смертности на дорогах. Тогда было принято, что вот за десятилетияе необходимо достичь снижения смертности на 50 %, то есть фактически в два раза. И это, конечно, очень глобальная задача для всех стран была обозначена, и динамично рассматривались те или иные страны, которые смогли достичь определённого уровня, в том числе и Российская Федерация. Наверное, одна из стран мирового сообщества, которая смогла фактически достичь этого результата, и мы с 37.000 погибших снизили непосредственно до 19.000 в 2017 году. Данная динамика снижения смертности также в Российской Федерации на сегодняшний день продолжается. Конечно, вот и на заседании партнёрства необходимо было поделиться теми вопросами, которые сегодня существуют и теми примерами, которыми сегодня Российской Федерации обладала, и непосредственно поддержать и Всемирную организацию здравоохранения, которая инициативно на себя взяла, скажем так, задачу по глобальному снижению смертности. И, в частности, 12 индикаторов, которые были поддержаны также странами, и они же в резолюции были указаны, и соответственно вот такая вот резолюция обширного характера была изложена, и в том числе, по объявлению Всемирной Министерской конференции по безопасности дорожного движения в 20-м году в Женеве, которая тоже имеет довольно-таки очень положительные тенденции к снижению смертности и уровню социального риска.

- Давайте перейдем на национальный уровень и поподробнее поговорим о стратегии безопасности дорожного движения, которая принята до 2024 года.

- Это довольно-таки амбициозный документ и вытекающий из него майский Указ президента по реализации тех или иных задач, которые стоят сегодня в целом. Как раз, там две амбициозные задачи. Первая – это снижение социального риска. Фактически у нас на сегодняшний день это является норма 13,9 погибших на 100.000 населения. К 24 году мы должны дойти до цифры 2,4 погибших на 100.000 населения. Если брать в целом, то это фактически в 3,5 раза снижение смертности на дорогах. И, как многие уже и говорят везде, и замечаете о том, что сегодня довольно-таки амбициозная задача по исключению смертности на дороге, так называемая Zero Vision. Подобная программа в Швеции, то есть стремление к нулевой смертности. Вот эти две амбициозные задачи они выложены как раз в этом документе, и Министерство внутренних дел на сегодняшний день разрабатывает непосредственно план реализации стратегии, который будет охватывать все субъекты профилактики. Это не только у нас федеральный орган исполнительной власти, это и субъекты, это муниципальные всевозможные организации и предприятия. Все, кто участвует в этом процессе и один из самых, наверно, такой красный строкой можно выделить – это конечно же детский дорожно-транспортный травматизм, который сегодня, к сожалению, остается довольно-таки на высоком уровне. И мы – взрослые, должны все возможно сделать для того, чтобы сохранить, в первую очередь, жизнь и здоровье наших детей.

- По итогам прошлого года количество аварий, виновником которых стали водители автобусов возросло, к сожалению. Что в связи с этим предпринимает Госавтоинспекция? И как осуществляется федеральный надзор за соответствием технического состояния и конструкцией автобусов?

Ну, в первую часть, хотелось подчеркнуть, конечно же, все эти дорожно-транспортные происшествия являются резонансными, потому что перевозка пассажиров, она является довольно-таки объемной и массовой. И вразрез сегодня железнодорожных перевозок, у нас возросло количество перевозок именно автобусами. К сожалению, есть отрицательная тенденция в части совершения ДТП, как раз вот перевозчиками, которые, во-первых, сегодня неорганизованные. Во-вторых, это там, где перевозчики сегодня, конечно же, довольно-таки отрицательно следят за своим подвижным составом, что является сегодня сопутствующей причиной неисправности технического состояния автобусов. Конечно же МВД вышло с предложениями. В августе прошлого года на заседании Госсовета Министр внутренних дел Владимир Колокольцев вышел с предложениями к президенту РФ с тем, чтобы наделить полномочиями контроля Госавтоинспекции за проведением технического состояния автобусов. С 2012 года такая функция ушла от Госавтоинспекции к операторам технического контроля. Мы видим насколько сегодня это вышло из-под какого-то надзора и контроля со стороны власти. Такое предложение конечно же позволит, я думаю, кратно сократить те последствия, которые сегодня есть. И это предложение сегодня поддержано и российским страховым сообществом, и правительством Российской Федерации, и сегодня идёт процедура, как раз, внесения изменений в законодательство. Думаю, что в ближайшее время мы увидим.

- Давайте продолжим тему перевозок. Впереди летние каникулы и собственно дети отправятся на отдых. Как будет построена работа по сопровождению автобусов с детьми?

- Это один из важнейших вопросов. Каникулы у нас довольно-таки длительные. Конечно же здесь, в первую очередь, необходимо её организовать со стороны взрослых, со стороны учебных заведений и организаторов отдыха. Для этого существует определённый алгоритм, он фактически прописан с некоторыми изменениями, и изменения касаются непосредственно – у нас с 30 апреля 18-го года вступили в силу поправки правил перевозки детей автобусами. Они нацелены на то, чтобы сегодня подвижной состав был более обновлённый. Они разбиты на несколько этапов: легкие автобусы до 5 т, где по первой части с 1 июля 18-го года предписано в Москве и Московской области и Ленинградской области, Санкт-Петербургу, по местам выезда и приезда ребятишек уже непосредственно такой подвижной состав иметь. Скажем так, омоложенный и, непосредственно уже у нас с 1 апреля 19-го года такие автобусы должны уже повсеместно введены. То, что касается более больших автобусов, это более 5 тон. Здесь также у нас разбито поэтапно. Для субъектов Москвы и Московской области, и Ленинградской области, Санкт-Петербурга, также вводится это с 1 октября 18-го года, и по всем остальным у нас автобусы уже непосредственно будут передвигаться с 1 октября 19-го года. Существует, естественно, процедура контроля за такими перевозками. В первую очередь – подача заявок, если это транспортное средство более трёх автобусов или же уведомительного характера, когда даже единичный случай перевозки детей также уведомляется территориальными подразделениями Госавтоинспекции, которые проверяют как транспортные средства, так и непосредственно водителя, который осуществляет эту перевозка. Сейчас это сделано комфортно и доступно. Можно это все провести через сайт Госавтоинспекции и получить такую услугу в режиме online, зарегистрировавшись и в дальнейшем там всю процедуру, которая необходима, Гостехнадзор проведёт.

- А компания, которая собирается перевозить детей, обязана сообщать об этом Госавтоинспекции?

- Уведомительный характер обязателен. Почему я говорю, что даже если один автобус у нас выезжает с ребятишками, то мы должны об этом знать, и понимать, кто это перевозит.

- Раз уж мы заговорили о детях, то какова сейчас ситуация с соблюдением требований безопасности при перевозке детей в салонах автомобилей. Стали ли водители более ответственно относиться к этому вопросу?

- Ну, тут к сожалению, надо сказать, что почему-то у нас взрослые не заботятся о детях. Мы об этом очень много говорим. Сегодня при общем удельном весе ДТП с участием детей, мы фактически треть таких ДТП констатируем, но количество погибших у нас по 17-ому году более 60 % было. По 18-му году картина ещё усугубляется – это уже удельный вес погибших детей от общего количества в салонах автомобилей, где взрослые должны были, в первую очередь, позаботиться о перевозке своего ребёнка или вообще ребятишек, в целом уже достигает 70 %. Это становится очень страшной тенденций. Во-первых, сегодня абсолютно не соблюдается скоростной режим, то есть взрослый должен понимать и знать, если находится ребёнок в салоне автомобиля, то должно быть максимально приближено к тому, что те запрещающие знаки скоростного режима, которые по дороге следования находятся, должны быть безукоризненно, без всяких +20 км в час соблюдаться. Должны быть все условия созданы и это детские удерживающие устройства соответствующего качества. Мы сегодня вышли с предложениями, чтобы материнский капитал мог использоваться при рождении ребёнка для приобретения люлек и соответствующих детских удерживающих устройств хорошего качества, где ребёнок будет чувствую себя в безопасности. Вот если мы берём сегмент перевозки детей автобусами, организованным перевозками автобусов и со стороны тех надзорных органов, которые определены, то за 17-й год ни одного погибшего ребёнка. Вот, если взрослые могли бы также отвечать сегодня всем тем требованиям безопасности, когда они перевозят детей, то у нас не было бы вот такого страшного, как есть. Мы только за 17-й 713 ребятишек потеряли в дорожных транспортных происшествиях и уже 127 детей погибло. Это должно быть звоночком именно для нас, для взрослых.

- Давайте сейчас поговорим про роль сотрудников Госавтоинспекции на дорогах. Стало больше камер. В чем сейчас функции госавтоинспектора?

- В первую очередь, сотрудник ГАИ — это не только на дороге. Это ещё и сотрудник, который непосредственно обеспечивает работу во взаимодействии со всеми органами и сегментами в области обеспечения безопасности дорожного движения. У нас же здесь и сотрудники дорожного надзора, которые совместно с теми владельцами дорог ведет работу и контроль. Это сегодня и сотрудники регистрационно-экзаменационных подразделений, оказывающих госуслуги, а посредством того, что надзирает за непосредственно улично-дорожной сети – это выявление в состоянии опьянения, это выявления вот таких вот незаконных перевозок, которые, к сожалению, очень довольно - таки массовый характер приобретают. Мы сегодня разрабатываем и с Ространснадзором схемы для того, чтобы можно было чётко регламентировать и контролировать эти перевозки, а их камерами не заменишь. Это надзор и контроль за тем, как перевозят наших ребятишек в салонах автомобилей. Это сегодня и вопросы, касающиеся общеполицейского надзора – это угоны транспортных средства, незаконная перевозка тех или иных предметов, которые не определены в перевозочной деятельности. Здесь, конечно же, фактически роль Госавтоинспекции, и в том числе на улицах, она очень огромная. Мы также сегодня разработали примерный план-задания сотруднику, что необходимо ему сделать. Не в планах каких-либо количествах показателей выявление административных правонарушений. Мы с этим максимально уже покончили и здесь необходимо понимать, что должен сделать сотрудник. Ну первое, конечно же –видеть вблизи детских учебных заведений, как ребятишки идут в школу. Один из примеров того – он может видеть и контролировать, оказывать содействие и помощь ребятишкам-школьникам. Это сегодня сотрудник, который должен видеть и предотвращать, профилактиуя выезд транспортах средств с тех или иных автотранспортных предприятий, совместно организовывая там работу по выезду. И очень большой комплекс тех воздействий, которые уже в дальнейшем дадут возможность знать и быть уверенным, что на дороге находится сегодня подвижной состав и, скажем так, особенности и организации организованной перевозки уже в законом формате, и это все находится под надзором именно Госавтоинспекции.

- Конечно же неотъемлемая роль сотрудника Госавтоинспекции – это помощь участникам дорожного движения. Буквально недавно. в Карелии сотрудники ГИБДД спасли жизнь маленькому ребенку. К ним обратились на трассе родители, сообщили, что ребенок задыхается. Они сделали все возможное, как можно быстрее доставить ребенка в больницу. Скажите, когда сотрудник выходит на дежурство, он какие-то рекомендации и инструкции получает, как действовать внештатных ситуациях. Потому что очень часто сотрудники Госавтоинспекции спасают на пожарах людей. Это идет от руководства или это какие-то личностные вещи?

- У нас есть система образования внутри и есть система обучения, и в том числе тематические планы, которые предписывают поэтапно изучать, как и законодательную базу, так и те нестандартной ситуации, которые могут возникать. Это в текущей работ. В повседневной деятельности, перед тем как заступить на службу, сотрудники Госавтоинспекции строевых подразделений проводят инструктаж с тематическими вводными задачами. Здесь есть, как и комплексные занятия, в том числе и по оказанию помощи при тех или иных ситуациях, так и при задержании преступников, при способе и методе работы в сложных климатических или дорожных условиях, когда создается затруднение транспортных потоков и средств. Сотрудник Госавтоинспекции конечно же подготовлен тем более, когда мы реально понимаем – нужно оказывать помощь на дорогах. Здесь только личных приобретенных по жизни качеств будет недостаточно. Здесь нужна и специфика, в том числе наши сотрудники проходят и медицинскую подготовку. Мы стараемся максимально интегрировать их в процесс движения и оказания содействия и помощи.

- Поговорим еще об одной категории участников дорожного движения – это пешеходы. Часто они становятся виновниками ДТП. Как вы думаете, что нужно принимать для их безопасности?

- В первую очередь нужно сказать, что работа, которая проводится сегодня, позволяет динамично снижать те происшествия, которые связаны с незащищенными участниками, как раз пешеходами. Такая динамика позволят говорить о том, что делаются правильные решения в части обустройства мест перехода пешехода, и одна из наболевших тем – это все-таки взаимодействие между пешеходом и участником дорожного движения, который передвигается на автомобиле. Как им друг друга понять, какие действия собирается предпринимать пешеход? Поэтому мы стараемся какими-то другими формами и методами, которые есть в ряде иностранных государств. Конечно же, пешеходу нужно самому быть внимательнее при переходе, самому убедится, что транспортное средство видит его, глазами встретиться или может быть руку поднять. Исключить, конечно, нужно факты, когда у нас пешеходы погружены в свои телефоны, находятся в наушниках или одели капюшон, невзирая на то, что происходит на дороге. Они подвергают как себя опасности и риску, так и водителей, которые могут предпринять различные методы и формы ухода от пешеходов, в том числе и, подвергая риску других автомобилистов и пешеходов. Вот здесь, наверное, нужно вести большую информационную пропаганду и научить эту незащищенную категорию вести себя правильно и грамотно.

- А пешеходы сейчас могут зафиксировать какое-то нарушение правил дорожного движения и обратиться с этим в Госавтоинспекцию с помощью каких-то электронных сервисов?

- Сейчас рассматривается внедрение такого сервиса как Народный инспектор. Соответствующий программный продукт будет внедрён. Не только пешеход, но и водитель может зафиксировать те или иные правонарушения, которые будут в дальнейшем через портал Госуслуг аккумулироваться, передаваться в центры фотовидеофиксации, обрабатываться, даваться им юридическая оценка и в дальнейшем уже тот правонарушитель, который будет заснят, будет привлечен к административной ответственности. Это по примеру той же фотовидеофиксации.

- Михаил Юрьевич, страховщики сообщают, что с каждым месяцем увеличивается число автомобилистов, которые оформляют ДТП без участников сотрудников полиции. С 1 июля этого года выплаты по европротоколу увеличатся до 100 тысяч рублей. В чем вы видите плюсы европротокола для Госавтоинспекции?

- В первую очередь, это оперативность того, что транспортные средства будут зафиксированы самими участниками дорожного движения и они будут убраны, транспортный поток пойдет дальше. Здесь мы, конечно же, очень много работаем и со страховщиками, чтобы европротокол не был системой мошенничества. Зачастую уже бывают случаи фиксации таких фактов и потом существуют и проблемы в части выплаты по страховому случаю. Исходя из наших комплексных работ и взаимодействий, в том числе оперативных служб, мы постараемся достичь той прозрачности оформления, в том числе получения по нашим каналам средств межведомственного электронного взаимодействия. Страховые компании также включены в систему СМЭВ и получают от нас, как и мы от них, и по фактам ДТП, анализируя и складывая те или иные происшествия. Если факт ДТП зафиксирован самими участниками дорожного движения, он остается и аккумулируется там в страховых компаниях. Они сейчас сделали единый продукт, где все эти ДТП аккумулируются. Также у нас ДТП, по которым потупили сообщения, точно так же аккумулируются, и вот такая выгрузка и обмен данных будут существовать в электронном виде. Думаю, в течение мая-июня в полном объеме уже заработаем. Плюс страховые компании сегодня выстраивают отношения непосредственно с органами власти субъектов и муниципальных образований в части получения фотовидеофиксаций с мест происшествий, для интеграции по страховому случаю, минимизировав вот такие факты. Все-таки европротокол он продвигается и неплохо. Только за прошлый год было оформлено полмиллиона таких ДТП. Путем четкого контроля мы увидим, как это будет доступно и каких-либо проблем с выплатами уже не станет.

- Как сейчас Госавтоинспекция помогает оформлять незначительные ДТП?

- Фактически при любом ДТП мы либо разъясняем порядок в телефонном режиме, как необходимо это сделать, если же участник дорожного движения настаивает, чтобы мы приехали, мы выезжаем на такие ДТП и там все оформляем. В том числе, мы же должны понимать, может ли там находиться водитель в состоянии алкогольного опьянения, а это один из факторов дальнейшего отказа какой-либо стороне. Поэтому мы должны максимально взаимодействовать с автостраховщиками и участники дорожного движения по фактам всех произошедших ДТП. Исходя из этого мы же еще аналитику проводим, выявляем очаги аварийности, условия возникновения ДТП, которые в дальнейшим должны воздействовать, чтобы такие транспортные происшествия минимизировать.

- В завершении нашей беседы давайте поговорим о том, какие изменения в нормативах по безопасности дорожного движения планируются в этом году. На что планируется сделать особенный акцент?

- Мы только что говорили про Народного инспектора. Как раз, мы думаем, что в этом году введение такой фиксации уже произойдет, и непосредственный продукт может быть использован нашими участниками дорожного движения и гражданами. Сегодня более 20 законопроектов находятся как в Госдуме, так и в Правительстве РФ. Конечно, хотелось бы сказать о федеральном законе регистрации транспортных средств. Он позволит владельцу транспортного средства выбирать цифровые и буквенные обозначения. Сегодня очень много вопросов возникает, в том числе каких-то коррупционных схем, а здесь уже будет прозрачно. Каждый участник дорожного движения может выбрать на свое транспортное средство тот или иной номер. Соответственно, государство будет определять отдельным постановлением правительства порядок этого применения, в том числе и на платной основе в виде госпошлин на какие-то номера более красивого сочетания букв и цифр. Я думаю, что это как раз, для участников дорожного движения будет очень приемлемо. В том числе мы думаем, что увидим возвращение технического осмотра контроля за автобусами и ряда других. Самая главная вот эта комплексность будет выражена в части реализации стратегии. Мы очень много там сегодня направлений обозначили и совместно с органами исполнительной власти будем продвигать. Это и система контроля за образовательными учреждениями, в частности автошколами. Красной строкой в указе президента было прописано, что мы должны будем сделать все возможное, чтобы повысить обучение профессиональное и дополнительное. Конечно же, много вопросов касается наших маленьких участников дорожного движения, их обучение. Вместе уже с Министерством просвещения будем вырабатывать меры, чтобы спасти жизни наших маленьких граждан. В целом, думаю, что Госавтоинспекция как в системе МВД указом президента определённая по выработке государственной политики сделать все возможное, чтобы было комфортно и безопасно на наших дорогах.

- Михаил Юрьевич, желаю вам удачи в этой важной работе. Спасибо Вам за интересную беседу. На этой неделе у нас в гостях был начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, генерал-майор полиции Михаил Юрьевич Черников.