07.08.2018

- В студии Роман Чупров, здравствуйте. На этой неделе у нас в гостях заместитель начальника ГИБДД МВД России, генерал-майор полиции Владимир Викторович Кузин. Владимир Викторович, здравствуйте.

 Гость:
-Здравствуйте.

Ведущий:
-Владимир Викторович, говорить мы сегодня будем про Европротокол, давайте, для начала, разберемся, когда можно использовать эту процедуру оформления ДТП?

Гость:
- Евро протокол на сегодняшний день у нас предусмотрен законом обязательного страхования гражданской ответственности, который уже, вы знаете, функционирует в течении пятнадцати лет, с 2003 года. Система Европротокола начала действовать не так давно, но она активно применяется, в том числе, и нашим участием в дорожном движении, в определенных случаях. А какие эти случаи? То есть условия, когда можно применить Европротокол. Первое, это когда произошло ДТП между двумя ТС, при этом повреждены грузы, сооружения – нет, главное, пострадавших. И второе условие – это то, что участники этого происшествия должны быть застрахованы по линии ОСАГО.

Ведущий:
- Если хотя бы одно из условий нарушено, ли у кого-то из участников остались сомнения на счет степени вины, какие должны быть дальнейшие действия?

Гость:
- Здесь, при соблюдении первых двух условий, которые я назвал, есть еще одно условие, третье – это развилка. Когда отсутствуют разногласия по обстоятельствам случившегося, и когда они наличествуют, когда участники происшествия не согласны с оценкой обстоятельств случившегося.
Первый случай мы рассматриваем. Если участники согласны с обстоятельствами в этой ситуации, они заполняют извещение о ДТП, которое выдает страхования компания каждому участнику. Подписывает его самостоятельно каждый из участников, это извещение. Они его совместно заполняют, и, соответственно, подписывают, в котором указывается, что отсутствуют разногласия, и после этого каждый участник этого происшествия передает свое извещение в свою страховую компанию с тем, чтобы уже получить возмещение. Но здесь есть тоже есть, как бы, еще одна развилка. Значит, нужно учитывать, что есть у нас четыре региона РФ, это Москва, МО, Санкт-Петербург и Ленинградская область, где различные суммы выплат. Если по всей территории России, вот при таких обстоятельствах выплачивается сумма в пределах ста тысяч, вот на сегодняшний день, с 1 июня, то для названных мною четырех регионов – 400 тысяч сумма предельная по возмещению. Но опять здесь возникает одна вещь, которая говорит, что если эти ДТП произошли в Москве и Санкт-Петербурге, вы хотите получить сумму до 400 тысяч, то в этой ситуации, кроме заполнения извещения, оформления ДТП, еще должно быть оформлено одним из двух способов, которые указаны в законе. Первое, это либо при помощи системы эра-глонасс, не корректируемая информация, которая предоставляется, либо при помощи мобильного приложения, которое на сегодняшний день, соответственно, разработано российским союзом автостраховщиков, требования которого утверждены, соответственно, Центробанком, как надзорным организациям.
Вот, при этих условиях, значит, и при отсутствии разногласий, возможно получить вот эти суммы ущерба, то есть 100 тысяч для всей России, и 400 тысяч для названых мной четырёх регионов. Возникает вторая ситуация, о которой вы говорите, когда есть разногласия между участниками. Вот сейчас закон позволяет оформлять точно так же извещения, при этом каждый из участников должен описать те обстоятельства, которые он считает, имели место в момент ДТП, соответственно, у другого будут они абсолютно противоположные. Здесь, значит, для Москвы и области сумма при наличии разногласий снижается до 100 тысяч, но, при этом, если есть разногласия, то кроме заполнения извещения, оно должно быть еще плюс одним из тех двух способов, о которых я говорил. Либо, значит, при помощи системы эра-глонасс, на сегодняшний день, к сожалению, транспортные средства, только-только которые вводятся в обращение, новое оборудование, то есть их очень небольшое количество. Либо при помощи мобильного приложения, которое можно, соответственно, скачать с сайта РСА.

Ведущий:
- Какие требования предъявляются к фото и видео-съемке с места ДТП?

Гость:
- Значит, если это мобильное приложение, то в нем все заложено. Все остальное, самостоятельная видеосъемка, которую вы делаете дополнительно, она на сегодняшний день ничем не регламентируется, соответственно, нужно сделать так, чтобы было видно хорошо место происшествия, да, какая-то привязка к местности, чтобы потом вас не обвинили, что это, так сказать, подстановка. Значит, конечно, должны быть сфотографированы места повреждений, вот такие вот вещи, которые потом дают возможность оценить уже обстоятельства случившегося, вынести решение о степени, так сказать, виновности одного или другого, с тем, чтобы определить сумму выплаты.

Ведущий:
- Давайте для наших слушателей поясним, как получить страховое возмещение по Европротоколу.

Гость:
- Ну, как я уже сказал,  кроме вот этого оформления, которое есть, будет необходимо подать соответствующее заявление в свою страховую компанию. Здесь обязательно нужно отметить, что вот я, как сказал, извещения заполняется два, каждым участником, и каждый отдает в свою страховую компанию. Бывает, зачастую, происходит что: что как всегда, тут кто виноват, у него проблем нет, потому что за него заплатит страховая компания, и он думает, что пострадавшая сторона оформит, подаст заявление и на этом его, так сказать, проблемы все заканчиваются. А они только как раз и будут начинаться, потому что если он не подал извещение в свою страховую компанию, страховая компания выплатит страховой компании потерпевшей стороны, но с лица виновного, то есть со своего клиента, взыщет регрессные иски. Таких очень много случаев, когда гражданин вдруг раз, к нему приходит, как же так, а потом он говорит, уважаемый товарищ, в соответствии с законом в были должны известить свою страховую компанию, а этого не сделали. Вот поэтому такие вот нюансы должны, конечно, граждане знать, и их очень четко соблюдать с тем, чтобы не было никаких проблем после совершения ДТП еще.

- Мы уже поговорили про максимальные страховые выплаты по Европротоколу, а что делать, если вот человек не согласен с размером этой выплаты? Можно ли обжаловать?

Гость:

- Значит, закон определяет очень строго размер выплат. Первая общая выплата, как я сказал уже, с первого июня увеличена, ранее было 50 тысяч, сейчас ее подняли до 100 тысяч для того, чтобы, в принципе, можно было и оформлять ДТП, не было никаких к этому, так сказать, оснований считать, что у него крупный ущерб, и во -вторых для того чтобы получить это в полной мере возмещение. Если сумма ущерба превышает выплаченный, то в этой ситуации гражданин может обратиться в суд, с соответствующим иском и заявлением, уже непосредственно к виновнику происшествия, с тем чтобы получить ту сумму, которую ему насчитали, либо была выплачена за счет ремонта, выше суммы определенной страховой компании.

Ведущий:

- Давайте немного отойдем от вопросов регламента, как вы сами оцениваете успешность внедрения Европротокола, и как это отразилось на работе ГИБДД?

Гость:

- Ну, Европротокол внедрялся довольно -таки сложно, очень сложно было поменять стереотипы ментальные наших граждан, которые, в общем то, привыкли к тому, что всегда сотрудник Госавтоинспекции приезжает на место ДТП, оформляют, они получают необходимые документы, едут в страховую компанию, и там все дальше происходит. Кроме того, всегда было определенного рода недоверие к страховой компании, к сожалению, так сказать, оно это имеет место, с тем что если какие-то документы они оформят самостоятельно, где -то будет ошибка, им в результате не выплатят. И люди шли на то, что стояли часами, так сказать, очень длительное время, на месте происшествия с мелкими царапинами, и дожидались сотрудника Госавтоинспекции. Плюс, небольшие суммы ущерба, значит, стоимость автомашин возрастает, инфляция, стоимость запчастей не покрывалась этими расходами. Сейчас подняли до ста тысяч, это уже серьезная, так сказать, сумма, которая позволяет вот эти мелкие ДТП, в общем-то, попасть в размер возмещения. И на сегодняшний день, вот по данным РСА, уже до 35% ДТП, которые можно оформить при помощи Европротокола, оформляются уже гражданами, поэтому нагрузка на сотрудников Госавтоинспекции уменьшается, дороги разгружаются от возможных пробок, когда вот это бесцельное стояние создает проблемы, и, соответственно, граждане оперативно получают страховое возмещение в виде денежной компенсации, либо непосредственно в виде восстановление транспортного средства на соответствующих пунктах технического обеспечения.

Ведущий:

- Еще один вопрос про статистику. Какой процент от общего количества ДТП оформляется по Европротоколу?

Гость:

- Вот здесь вот я вам назвал цифру, да, если мы берем 35%, это то, что указывает РСА, но они считают это от тех, которые могут быть оформлены по Европротоколу, соответственно, от общей массы это будет меньший процент. Мы где-то примерно прикидывали, я просто назову порядок цифр, это, наверное, где-то чуть более 20% от общей массы. К сожалению, на сегодняшний день граждане еще и продолжают вести себя не совсем должным образом, не понимают особенности Европротокола, стоят на своем, это их воля, мы в данной ситуации ничего сделать не можем, но гражданам нужно понимать, что вот с 1 ноября 2019 года ситуация еще изменится, и по всей России будет оформление только через автоматическую фиксацию, с помощью вот тех способов, о которых я говорил. Обязательно эта информация будет передаваться в единую систему страхования, но сумма выплат будет уже 400 тысяч, вне зависимости от того, есть несогласие по оценке обстоятельств, и это, так сказать, подвигнет к тому, что Госавтоинспекция будет выезжать практически только на ДТП с пострадавшими.

Ведущий:

- Мы сейчас начали говорить про будущее, вот если масштабно смотреть, процедура Европротокола еще как-то совершенствоваться будет?

Гость:

-Я думаю, что да. Так сказать, ничто не вечно под луной, как говорится, и поэтому различные изменения вносятся, и для того, чтобы стимулировать граждан естественно к самостоятельному оформлению, что, в общем-то происходит во всем цивилизованном мире, ведь полиция там выезжает исключительно на ДТП с пострадавшими, на железо не выезжает. И поэтому, естественно, различного вида стимулирования будет делаться для того, чтобы граждан подвигнуть к тому, чтобы если уж произошло что-то, чтоб они оформили, и отдали получили свою сумму, либо им восстановили транспортное средство.