11.03.2019

В студии Роман Чупров, здравствуйте. На этой неделе у нас в гостях заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России Олег Понарьин. Олег Евгеньевич, здравствуйте.

ОП: Здравствуйте.

РЧ: Олег Евгеньевич, ещё в 2016 году был скорректирован список надзорных органов, которые осуществляют контроль за эксплуатацией автомобильных дорог. Прошло 3 года, как вы можете оценить успехи Госавтоинспекции в работе по этому направлению?

ОП: Я бы не ставил дату исчисления наших полномочий с 2016 года. Это всего лишь некоторые косметические правки нормативно-правового акта правительства РФ, наделяющего контрольно-надзорные органы полномочиями для целей Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». Сама история дорожного надзора происходит с 1968 года, когда такие подразделения сформировались в структуре ГАИ. С того времени ведется целенаправленный надзор за состоянием автомобильных дорог, сейчас силами полиции, а ранее милиции.

РЧ: Как на ваш взгляд, за это время изменилось состояние российских дорог?

ОП: На мой взгляд, эти изменения очевидны. Мы можем наблюдать статистику аварийности и аварий в тех местах, где мы фиксируем нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения. Если в 2016 году ДТП, где на месте выявлялись такие нарушения, составляли 71000, то в 2018 это 59000. Динамика заметна. Особенно мы прослеживаем положительные тенденции на федеральных автомобильных дорогах, где ранее процент ДТП, на которых фиксировались нарушения, составлял порядка 35-40%, сейчас это доходит до 15%.

РЧ: Как построена работа по контролю за должным состоянием автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры. Как происходит мониторинг, который потом влияет на положительную тенденцию?

ОП: Могу рассказать про наш ведомственный контроль за состоянием дорог. В данном случае весь процесс начинается от деятельности простого инспектора, который выходя на маршрут патрулирования фиксирует недостатки, которые он визуально определяет. Это наличие дефектов, выбоин, разрытий, несоответствие дорожных знаков конкретным условиям, либо их ненадлежащая эксплуатация, отсутствие в необходимых местах освещения. Возможно, что инспектор зафиксирует нарушения без всяких приборов. Эта информация передается в подразделение. Там к работе по процессуальному документированию всех недостатков подключаются профильные специалисты. В нашей службе есть государственные инспекторы дорожного надзора, которые уполномочены возбуждать дела по соответствующим составам. И далее они в соответствии с административным регламентом, который утвержден приказом Министра внутренних дел, осуществляют право применения. Формы мы можем немного позже обсудить.

РЧ: Есть ли надзорная работа за предприятиями и компаниями, которые занимаются непосредственно повышением качества дорожной инфраструктуры?

ОП: Этот вопрос очень интересный и непростой. Все дорожные предприятия, будь то строительные, ремонтные или эксплуатационные, существуют в форме юридических лиц, либо индивидуального предпринимательства. В соответствии с 294 федеральным законом установлены достаточно жесткие условия для возможности проверки этих лиц. Я имею ввиду плановые и внеплановые. С точки зрения предпринимательского сообщества, оно предпочитает играть по понятным правилам, и все вхождения органов государственного надзора должны быть им понятны. Аналогичная ситуация и в дорожной отрасли. Все проверки, которые мы намечаем дорожным организациям, планируются заранее. К 1 сентября согласуются с прокуратурой, и в следующем плановом периоде имеем планово войти в эти предприятия, чтобы ознакомиться с их деятельностью. В рамках контрольно-надзорной деятельности сейчас внедряется риск-ориентированный подход к проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Берется весь массив организаций, в данном случае дорожных, которые функционируют на территории страны или региона, по этому перечню проводится анализ, и в соответствии с критериями, которые зафиксированы в постановлении правительства, все предприниматели разносятся по, так называемым, категориям риска: особого, умеренного, маленького и т.д. Идея в том, чтобы создать направленность надзора, а также возможность подразделений сосредоточиться на рисковых категориях, не затрагивая тех людей, которые функционируют правильно, знают, как работать и не допускают нарушений.

РЧ: С другой стороны, в надзорной деятельности важна гражданская позиция. Как часто сами участники дорожного движения обращают внимание на какие-то недостатки и обращаются в соответствующие органы?

ОП: Не могу сейчас это привести в цифрах. Такой статистики на федеральном уровне нет. По количеству жалоб, которые приходят в наше подразделение, мы видим троекратное увеличение обращений в наш адрес. То есть заинтересованность людей в участии в процессе контроля очевидна. Мы, как пользователи автомобильных дорог, понимаем, что все хотят ездить по безопасным, не разбитым дорогам, и на это направлена огромнейшая программа Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Отношение граждан к этому процессу для нас очень важно.

РЧ: Всё же, на что чаще всего жалуются автомобилисты?

ОП: В наш адрес поступают разнородные жалобы. Те, что касаются наличия угроз для безопасности движения, они однозначно принимаются в работу и по алгоритму, про который я говорил, возбуждаются дела и доводятся до суда в административно-правовом смысле. Но есть и предложения, связанные с установкой светофоров, изменением организации дорожного движения, но сразу для радиослушателей хочу сделать пояснение. Все эти функции переданы много лет назад в полномочия владельцев автомобильных дорог, и в данном случае, принимая такие жалобы к рассмотрению, мы накладываем на них статистику аварийности и наличия у нас информации об угрозах безопасности дорожного движения, и транслируем их владельцам дорог. Для того чтобы эти мероприятия планировались, финансировались и реализовывались.

РЧ: Про статистику аварийности. Работа по контролю за состоянием дорог, как она в целом влияет на аварийность? Снижается ли она, и часто ли причинами ДТП становится плохое состояние дорожного полотна или отсутствие какой-то инфраструктуры?

ОП: Надеюсь, что наша надзорная деятельность приносит эффект. Те надзорные меры, которые мы принимаем воздействуют на неправомерное сознание, поведение тех лиц, которые эксплуатируют автомобильные дороги. Прямой связи я не могу подчеркнуть, но судя по цифрам наше реагирование влияет на состояние безопасности движения. Если судить по динамике снижения количества ДТП, на месте которых зафиксированы недостатки в содержании, то такая динамика есть. На мой взгляд, сыграло положительную роль то, что несколько лет назад по нашей инициативе были внесены изменения в кодекс об административных правонарушениях, и рассмотрение дел, связанных с недостатками в содержании автомобильных дорог, передали на рассмотрение в суды. Мы, по сути, возбуждаем дело, собираем доказательную базу и передаем в суд. Чтобы сократить время наших оппонентов на возможное обжалование, чтобы решение было независимым и справедливым, мы предложили такую норму. Она введена, и, на наш взгляд, положительно сыграла на имидж полиции, государства и возможность граждан таким путем защищать свои права.

РЧ: Если говорить про еще одну категорию участников дорожного движения, про пешеходов, обращаются ли они в ГИБДД с жалобами на какие-то недостатки: неработающие светофоры, отсутствие переходов, и как потом обрабатываются эти обращения?

ОП: Да. Такие обращения поступают. Но в большей части они касаются деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления, кто владеет дорогами, и, в данном случае, мы принимаем их во внимание с позиции, на сколько это предложение и решение может повысить безопасность дорожного движения.
РЧ: Можете назвать какие-то самые проблемные места, на которые ГИБДД обращает особое внимание по контролю состояния автомобильных дорог?

ОП: Нам известна аварийность. Мы имеем возможность разложить ее по всем структурным составляющим. В том числе по дорожной составляющей. Я скажу, что структура аварийности для географии нашей страны различна и по регионам, и по местам совершения ДТП. Скажем, если для внегородских участков дорог видим однозначные проблемы со столкновениями, наездами на пешеходов, опрокидыванием транспортных средств, с наездами на стоящие транспортные средства, то в городах, это наезды на пешеходов и столкновения, вызванные встречными и попутными автомобилями. В зависимости от видов ДТП, мы уделяем повышенное внимание состоянию обустройств автомобильных дорог. Если это столкновение, то мы обращаем внимание на разметку проезжей части, особенно ту, которая делит дорогу по оси, обозначая и помогая участнику движения правильно сориентироваться на проезжей части. Что касается пешеходов, это разметка пешеходных переходов. Учитывая, что 40% ДТП происходит в тёмное время, они, как правило, характеризуются наибольшей тяжестью последствий. Освещение является первостепенной задачей по выявлению и пресечению таких нарушений. Так же в перечень наших интересов входят и оборудование автомобильных дорог дорожными ограждениями, пешеходными ограждениями. Наличие критических дефектов, которые зафиксированы по эксплуатации транспортных средств. То есть, те дефекты, которые влияют на безопасность и вынуждают участника движения маневрировать, излишне подвергая себя и других участников риску. В принципе, номенклатура тех составляющих безопасности зафиксирована в государственном стандарте и, по сути, то, что выявляется для целей безопасности. Мы это делаем либо визуально, либо с использованием инструментария или средств измерений, которые тоже у нас есть на вооружении.

РЧ: Последнее время часто происходят ДТП, причинами которых становится выезд автомобиля на встречную полосу движения. Как решается этот вопрос с точки зрения контроля за состоянием автомобильных дорог. И на сколько здесь эффективны отбойники, о которых говорят?

ОП: На самом деле, тема очень злободневная. Встречка - это та проблема, с которой надо в ближайшие годы бороться всеми силами и средствами. Но здесь тоже есть очень интересные вещи. Думаю, радиослушателям будет полезно услышать информацию. В целом количество ДТП, связанное со встречными столкновениями, снижается. Безусловно, это не спонтанное и не самостоятельное явление. Всё это связано с улучшением качества автомобильных дорог и с тем, что дороги приобретают физическое разделение встречных потоков. Но по нашей статистике, как бы не звучало это парадоксально, наибольшее количество встречных столкновений происходит на участках, где обгон разрешён. Отсюда вывод. Нам вместе с владельцами нужно ещё раз очень тщательно взвесить, в тех ли местах разрешен обгон, и достаточно ли места для обгона. Мы все свидетели, когда сплошную линию дорожники чертят на 10-15 км. У человека нет возможности обогнать впереди идущие грузовики, и он ныряет в появившееся окошко и находит здесь встречный автомобиль. Все эти места надо будет очень чётко разложить. И на встречах с дорожниками мы эту тему обсуждаем и, на мой взгляд, находим понимание. По крайней мере, Росавтодор, государственная компания автомобильные дороги и ассоциация РАДОР территориальных дорожников меня услышали по этой теме. Что касается влияния, так называемых, дорожных ограждений. Физическое разграничение встречных потоков очень здорово влияет. В тех местах, где это сделано, там не сотни и не тысячи ДТП, а всего лишь десятки. Соответственно, и тяжесть последствий гораздо меньше. Мы призываем всех коллег дорожников с этого же года ещё раз тщательно взвесить все участки, где имеются серьезные конфликты транспортных потоков. И в зависимости от того, какую ширину имеет дорога. Какой конструктив, какой она классности, принимать инженерные решения. Начиная от разделения потоков бетонными и металлическими ограждениями, если это невозможно, то тросовыми, они в последнее время приобрели очень широкое распространение. Если всё из этого не получается, то попробовать применить пластиковые ограждения. Мы их в прошлом году в нескольких местах предложили, хоть они не имеют удерживающей способности, но они очень хорошо видны участникам движения, и у водителя нет желания на них наехать. Но визуальный эффект однозначный. Даже если и их невозможно применить, то мы рекомендуем делиниаторы. Это некие устройства, напоминающие возвышенную разметку, в тех местах, где обгон запрещён. Инженерных решений сейчас достаточно, в данный момент надо применять административные решения.

РЧ: Проводились какие-то исследования по видам ограждений, которые вы назвали? Какие эффективные и безопасные для участников дорожного движения?

ОП: С точки зрения предотвращения выезда на встречную полосу — это бетонные и металлические ограждения. Они имеют удерживающую способность и физически не дают водителю выехать на встречку. Тросы имеют очень низкий уровень удерживающей способности, тем не менее, он в большинстве случаев спасает, возвращая автомобиль на траекторию своего движения. Три вида ограждений, которые обладают удерживающей способностью, наиболее эффективны.

РЧ: Сегодня мы посвятили нашу беседу реформе контрольно-надзорной деятельности. Давайте поясним для наших радиослушателей простым и понятным языком, какие плюсы от этого будут для обычных граждан.

ОП: Реформа контрольно-надзорной деятельности была направлена на то, чтобы были соблюдены и защищены интересы предпринимательского сообщества. Так же для того, чтобы контрольно-надзорные органы не рассеивали свои силы на огромный массив поднадзорных объектов, а сосредоточились только на рисковой категории. Думаю, что граждане в результате реформы получат защиту со стороны государства от неправомерных действий наиболее злостных нарушителей содержания автомобильных дорог. Это если кратко.

РЧ: Если говорить про правонарушителей, как на них осуществляется воздействие? Я имею ввиду не только полицейские методы, но может какая-то профилактика, информирование?

ОП: Это правильный вопрос. Мы с вами не развивали тему, какие у нас есть возможности силовые, назовём их так, это - возбуждение дела, доведение до рассмотрения в суде, выдача предписания на недопущения совершения правонарушения, предостережения в рамках федерального закона о полиции о недопущении нарушения обязательных требований. Есть ещё несколько форм, в том числе выдача требований прекращения неправоправных действий, существуют так же не очень эффективная мера, как подключение органов прокуратуры для отстаивания интересов неограниченного круга лиц в суде. Все эти меры работают, но это силовые меры. Как мы понимаем, и реформа контрольно-надзорной деятельности, и предпринимательское сообщество хотят от нас видеть и помощников в том, чтобы разобраться как себя правильно вести. Какими нормативами следует руководствоваться в обилии всех государственных стандартов, технических регламентов, нормативно-правовых актов. В этой связи, начиная с 2018 года, мы готовим некий план профилактики правонарушений в дорожной отрасли, которым предусмотрено и проведение семинарских занятий, различных форумов и совещаний, на которых мы доводим позицию по отношению к опасности нарушений, инновации, которые происходят в нормативно-правовой сфере и актах стандартизации. За счёт этого диалога, мы надеемся методом самосознания повысить безопасность движения и возможность самого субъекта надзора правильно планировать свою деятельность.

РЧ: Ещё про законодательный уровень. Ведется ли сейчас какая-то работа, может быть готовятся законопроекты, где ГИБДД принимают участие по повышению качества безопасности дорог?

ОП: Сейчас собираемся вернуться к тому, чтобы Госавтоинспекция участвовала в процессе согласования проектов организаций движений и комплексных схем организации движения. Я бы не назвал это формой государственного контроля и надзора, скорее всего, это некая профилактика, о которой мы говорили. Это работа, связанная с доведением позиции органа безопасности дорожного движения до владельца дорог, который в последствии будет реализовывать комплексные схемы организации движения, проекты организации движения. Вы видите, к сожалению, за последние несколько дней сколько ДТП произошло в местах производства дорожных работ. Трагедия в Ростове, сегодня ещё одна, наезд на четырех дорожных рабочих при начале организационных работ. Это тоже относится к разделу проектов организации дорожного движения. И на наш взгляд, наше участие позволит все-таки обеспечить одинаковый подход к ограждениям места работ, к повышению безопасности в этих локальных местах. В целом, эта функция была нами утрачена несколько лет назад. К сожалению, мы видим, что государство и общество от этого ничего не приобрело. Поэтому планируем вернуться на эту сферу деятельности. Надеюсь, что законодатели нас поддержат в этом смысле.

РЧ: Завершая нашу беседу, давайте для наших слушателей снова поясним, куда участникам дорожного движения жаловаться или обращаться, если они замечают какие-то нарушения.

ОП: Мы всегда рекомендуем обращаться к первоисточнику. Если гражданин выявляет какое-то несоответствие или нарушение в содержании покрытия дороги, или использовании знаков, то надо обратиться к властям. Сказать, что вы обязаны содержать все эти элементы в безопасном состоянии, поэтому примите меры. Понятно, что есть полицейское воздействие, и в данном случае любой гражданин имеет право. Мы говорили о некой тенденции обращений к нам, и можно обратиться в территориальный орган внутренних дел, подразделений Госавтоинспекции с заявлением, что обнаружены признаки нарушения. Мы принимаем это в работу и проверяем.