03.12.2018

Здравствуйте, это программа «Прямой разговор». Сегодня у нас в гостях заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России Владимир Викторович Кузин. Владимир Викторович, здравствуйте!

ВК: Добрый день!

РЧ: Владимир Викторович, говорить мы сегодня будем про законодательство. На днях стало известно об инициативе ГИБДД, направленной в Минздрав о том, чтобы приравнять некоторые лекарства к алкоголю. Почему возникла такая необходимость?

ВК: Во-первых, нужно просто посмотреть в правила дорожного движения. Они говорят о том, что водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянение либо алкогольного, либо наркотического и иного. Под «иным» может пониматься в тоже самое время воздействие лекарственные препаратов, которые ухудшают реакцию и внимание. Ряд лекарств действительно призатормаживают воздействие человека, но в рецептурном плане и инструкции по применению лекарств указано: в каких случаях его нужно в ограниченном количестве применять, и в каких случаях нужно воздерживаться от каких-либо действий. В частности – это управление транспортным средством. К сожалению, водители не реагируют на подобные инструкции должным образом, либо просто ее и не читали, а в результате управления транспортным средством у него возникает ослабленная реакция на окружающее воздействие, поэтому вполне возможно допустить некоторые неправомерные действия, которые могут привести к печальным последствиям. Для того, чтобы исключить все эти факты, а их очень сложно на сегодняшний день задокументировать. Выявить по состоянию человека просто, что он находиться в недостаточно адекватном состоянии. Понятно, что на алкоголь тест не показывает 0. При проведении соответствующих процедур, что находится в крови человека устанавливается, что это не наркотическое вещество, но тем не менее состояние человека неадекватное и такие случаи довольно часто в практике случаются, поэтому мы предложили Минздраву проработать этот вопрос. Определить возможный перечень лекарств, четко определенный, который создает подобные эффекты с тем, чтобы их вынести именно в те препараты, которые будут выявлены в крови человека, являлись основанием для привлечения к ответственности. Именно, как за управление в состоянии алкогольного опьянения.

РЧ: Еще одна инициатива, которая сейчас активно обсуждается. В ноябре глава ГИБДД России Михаил Черников выступит с официальным предложением ввести в качестве меры наказания за опасное вождение денежный штраф. Можете поподробнее рассказать об этом законопроекте. Как в принципе определяется опасное вождение?

ВК: Опять же мы осмотрим правила дорожного движения. Вы знаете, что 2 года назад был введен термин «опасное вождение», где указано, что водителю запрещается совершение опасного вождение, т.е – это неоднократное действие, а не одно или несколько, водителя,  когда создается угроза для здоровья и жизни других людей, либо для повреждения транспортных средств. Это может быть непредставление преимущества транспортному средству, умышленное, допустим – скорой помощи. Этот несоблюдение дистанции, когда в потоке транспортных средств мы видим, что одна машина буквально приклеивается к предыдущей, и таким образом заставляет его психологически уйти с дороги, но при этом создавая серьезную ситуацию. Это резкие торможения, когда наоборот, впереди идущие транспортные средства, так сказать, в бытовом плане пытаются проучить наседающего сзади резкого торможения, тоже создавая определенные ситуации. Это непреднамеренные резкие перестроения, в народе называют «игра в шашечки», которые тоже могут приводить к серьезным последствиям. Так вот, все это в правилах дорожного движения определено как опасное вождение, но в тоже время поскольку это достаточно серьезная норма правил, она конечно требует за собой установления ответственности, иначе оно не будет соблюдаться. Поэтому мы уже тогда, после того как было введено это понятие подготовили соответствующий законопроект и через Правительство его внесли в Госдуму. Поэтому Михаил Юрьевич просто-напросто еще раз озвучил Государственной думе -  еще раз нужно вернуться к рассмотрению этого законопроекта, который находится там. Он, действительно, предусматривает санкцию нами предложенную в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей. Мы надеемся, что если не в конце этой осенней сессии, то при работе Госдумы в весеннюю сессию, начиная с зимнего периода, все-таки подойдет очередь этого законопроекта, и он будет рассмотрен должным образом.

РЧ: А правильно ли я понимаю, что фиксировать это опасное вождение могут только инспекторы ДПС, которые стоят на дороге или камеры фотовидеофиксации тоже могут?

ВК: Понимаете, да –это вопрос реализации подобных норм, он конечно крайне сложен. Мы на протяжении долгого периода времени, после того как были приняты соответствующие поправки в правила дорожного движения, проводили ряд научно-исследовательских работ в части того, каким образом можно фиксировать подобные нарушения и разрабатывались некоторые методики, для того, чтобы применять к моменту принятия соответствующего закона. Это, конечно, может быть непосредственно выявления сотрудником дорожно-патрульной службы подобных нарушений, когда он едет на патрульной автомашине и видит подобные вещи. Он их соответствующим образом фиксирует. Вполне возможно, что подобные нарушения могут быть зафиксированы и другими участниками дорожного движения, поскольку на сегодняшний день допустим, регистраторы применяются очень активно, и эта запись может быть произведена. Кроме того, в наших населенных пунктах на сегодняшний день развито достаточно большое количество всевозможных средств видеонаблюдения и подобные действия могут подпадать под них, поэтому способы фиксации они абсолютно различны. Главное, чтобы была достаточная доказательная база, которая именно определяет данный вид правонарушений и по нему можно четко установить так сказать нарушителя, то есть то лицо, которое совершило подобные действия с тем, чтобы их квалифицировать и дальше уже процесс принятия в общем=то определен законодательством.

РЧ: Вот на днях Дмитрий Медведев подписал постановление об эксперименте по использованию беспилотных машин на дорогах общего пользования в Москве и Татарстане. Как вы считаете, как это отразится на безопасности дорожного движения?

ВК: Проблема использования, так называемого, беспилотного транспорта на сегодняшний день очень актуальна в целом для мирового сообщества. Во многих странах мира этот процесс довольно давно развивается. И в Соединенных Штатах Америки вы знаете уже используются, правда в экспериментальных пока целях, подобные транспортные средства. Очень активно этот процесс обсуждается в Европейских странах. В целом, в промышленных масштабах, конечно, еще речь не идет о производстве этих транспортных средств, но для того, чтобы это реализовать необходимо не только создание самого транспортного средства, как робота, который может выполнять определенные действия, но и создание большой нормативной базы под это. Тоже самое изменение различных конвенции дорожного движения, которые предусматривают чёткие правила для вождения транспортным средством. Естественно мы тоже не стоим на месте. Я имею ввиду наша страна в этом плане, и разработка подобных систем давно уже ведется, и в общем в чисто техническом плане в определенной степени они решены. В постановлении Правительства они определены как высокоавтоматизированные транспортные средства. В этом постановлении определено место проведения этого эксперимента. Да, вы абсолютно правильно назвали, что это Москва и Татарстан – наиболее подготовлены в этой части. Определены жесткие условия для собственников таких транспортных средств, для самих транспортных средств соответственно очень чёткие требования предъявлены, и определены жесткие требования для водителей, то есть операторов, которые будут находиться в этих транспортных средствах. Для того, чтобы они, во-первых, обладали соответствующими навыками управления подобными транспортными средствами, имели стаж управления не менее трех лет подобным транспортным средством, не имели различных наказаний, например, лишений управления транспортным средством. К водителю предъявляются очень жесткие требования, чтобы он мог своевременно отреагировать на какую-либо ситуацию. Потому что робот действует по четко-заданной программе, но он не может учитывать некие нюансы дорожного движения, связанные с поведением на дороге других участников дорожного движения, поэтому в этой части оператор должен своевременно отключить эту автоматизированную систему и взять управление на себя, чтобы избежать определённых негативных последствий, которые могут произойти. Если говорить в целом (вопрос вы задали, как это отразится на безопасности дорожного движения), роботизация всего процесса движения даст положительны результат. Конечно мы понимаем, робот, если у него не будет сбоя в программе – он ошибаться не будет. Если это будут все участники дорожного движения, в определенной части именно такие транспортные средства, то понятно – между ними должно быть налажено очень четкое взаимодействие, и соответственно, они будут действовать по этим алгоритмам. Если это в потоке там, где есть живой человек, то нужно учитывать ряд определенных нюансов, которые убрали бы эти возможные конфликтные ситуации, которые могут возникать.

Почему жестко определили эти регионы?

 Во-первых, население этих регионов будет предупреждено о том, что подобные испытания будут проводиться. Во-вторых, эти транспортные средства будут выделяться из потока путем установки на нем специального определённого постановлением опознавательного знака – это треугольник, на котором черным шрифтом нанесена буква «А», и об этом все будут знать. Но для предупреждения возможных последствий, которые не дай Бог будут, постановление также определяет, что собственник этого транспортного средства, который заявился об участии в эксперименте, должен застраховать свою ответственность не менее чем на 10 миллионов рублей во избежание возможных последствий. Поэтому предполагается, все-таки этот эксперимент будет проводиться в течение длительного периода времени под очень жестким контролем Министерства внутренних дел, Министерства промышленности и торговли, научно-исследовательских институтов, которые будут ставить условия по технике. Мы буквально надеемся, что каких то конфликтных ситуаций, то есть ситуаций с обострением дорожно-транспортного травматизма или иными происшествиями на дорогах этих регионов не произойдет, и в общем-то этот эксперимент даст положительный результат для того, чтобы и в дальнейшем продвигать подобные технологии.

РЧ: Вот как вы считаете, появление этих беспилотных автомобилей более необходимо в области частных перевозок или перевозок общественным транспортом?

ВК: На мой взгляд, в первую очередь – это должны быть перевозки коммерческих грузов. Можно предположить, что это не единичное транспортное средство, а некая колонна, ведущая транспортные средства по определенному маршруту к местам логистического соприкосновения и проход туда. Вполне возможно, что беспилотные транспортные средства могут использоваться в виде челноков на маршрутах общественно транспорта, которые следуют по строго определенным маршрутам. Если в этой области начнутся серьезные подвижки, то только тогда вполне возможно, что их применение и на других видах транспорта, допустим таксомоторные перевозки. От каких-то гостиниц в аэропорты или на вокзал. В целом же понятно, что перспектива за подобными видами транспортных средств.

РЧ: Еще одна тема – автобусные перевозки. Готовятся ли какие изменения в законодательстве, направленные на повышение безопасности таких перевозок?

ВК: Приоритет на сегодняшний день уделяется серьезно общественному транспорту: автобусным перевозкам как внутригородским, так и междугородним. На сегодняшний день в условиях нашей экономической действительности мы видим, что такие виды перевозок более рентабельны и более востребованы, особенно междугородние, но, к сожалению, в этой области присутствует довольно-таки серый бизнес – нелицензируемый, плохо контролируемый. В результате, как и по требованиям к техническому состоянию транспортных средств, так и по требованиям водительскому составу осуществляется не должным образом. В результате происходит довольно большое количество ДТП. Об этом СМИ постоянно напоминают и этот вопрос, он последние годы стал весьма актуален. Как правило, ДТП с автобусами вызывают серьезный общественный резонанс, поскольку происходит большое количество жертв: погибших, либо пострадавших. Тем не менее, это именно так, поэтому мы вместе с Министерством транспорта и Министерством внутренних дел давно пытались навести порядок в этой области. В результате законодатели пошли к нам на встречу и буквально совсем недавно, в конце этого года был принят закон о внесении изменений в ряд законодательных актов, который объединил обязательность лицензирования перевозочной деятельности автобусами в том числе для собственных нужд. Установлено обязательное требование по оснащению автобусов тахографами. То есть это контроль за режимом труда и отдыха водителей, за его скоростным режимом. То есть серьезные изучения в этой области они дадут возможность вести жесткий надзор за транспортными предприятиями и отдельными индивидуальными перевозчиками, навести порядок. И привести к тому, что будет совершаться как можно меньше нарушений в этой области, и как последний итог – это несовершение ДТП с определёнными последствиями.

РЧ: Владимир Викторович, на прошлой недели Дмитрий Медведев, подписал постановление об отмене знака "Шипы". Почему он оказался больше не актуальным?  

ВК: Я хочу пояснить, чтобы было понятно всем слушателям по этому предмету: знак «Шипы» в наших правилах существовал с 93 года- 25 лет. Действительно, за последние 25 лет отношение к транспортному средству, его техническое состояние, его конструктивное состояние очень сильно изменилось. Мы видим, что на сегодняшний день большое количество различных ассистантов, которые есть в транспортном средстве, они позволяют довольно-таки серьезно влиять на ситуацию, не требуя информации для окружающих о том, что что-то особенное установлено у него на транспортном средстве. Та же самая система АБС, которая на сегодняшний день позволяет довольно-таки грамотно остановиться и избежать дорожной ситуации, поэтому не важно есть ли на транспортном средстве знак «Шипы», нет ли этого знака, оно никак не влияет на сам процесс остановки транспортного средства. Это некий получается анахронизм в этой части, поэтому, когда возник этот ажиотаж, мы еще раз пересмотрели позиции правил дорожного движения в части наличия опознавательных знаков и пришли к выводу, что в общем-то знак этот не нужен.

РЧ: Ну и, завершающий вопрос нашей сегодняшней беседы. Какие изменения в законодательстве по безопасности дорожного планируются в следующем году?

ВК: Действительно, на сегодняшний день довольно большое количество законопроектов уже находится в Госдуме. Вот, в частности, упомянутое нами в разговоре установление ответственности за опасное вождение, предполагается его рассмотрение. Кроме того, он был принят в первом чтении и лежит довольно давно законопроект, который был внесен Правительством о передаче отдельных полномочий по рассмотрению дел административных правонарушений в городе Москве. Он был принят в первом чтении – это по возможности видеофиксации всех видов правонарушений, которые возможно зафиксировать при помощи камер по аналогии с действующими на сегодняшний день нормами 23.79 – это, где Москва самостоятельно фиксирует и привлекает к ответственности за нарушения правил остановки и стоянки. В рамках поправок правительство предложило подобные полномочия передавать не только городу Москве, но и любым субъектам РФ, которые готовы принять подобные меры и самостоятельно осуществлять администрирование подобных правонарушений – этот законопроект.

Кроме того, мы знаем, что, к сожалению, есть злостные нарушители, которые совершают по несколько правонарушений и в результате создают серьезную опасность на дорогах и впоследствии возможно совершают ДТП. То есть ответственность за систематическое нарушение ПДД – вот есть такой законопроект, который лежит в Госдуме, и он тоже активно обсуждается. Думаю, что активно сейчас пойдет в осеннюю сессию или зимнюю сессию на рассмотрение.
 Кроме того, есть законопроект, который вносился Правительством, так зазываемый народный инспектор. Он активно обсуждался в СМИ, предоставляющий возможность с помощью соответствующего мобильного приложения, который будет утвержден, фиксировать нарушения своими же согражданами и автолюбителями с тем, чтобы по ним выносить в автоматическом режиме решение о наказании таких водителей. В том числе, мы с вами опасное вождение называли, подобного рода нарушения. Которые могут быть зафиксированы на соответствующее приложение – этот законопроект находится в Госдуме. Тоже планируется к рассмотрению в осеннюю сессию.
Вот сейчас, наверно, в декабрьскую сессию, которая будет завершаться, будет в окончательном варианте принят законопроект, который был внесен Правительством в части продления обжалования в случае, если человек не уложился в 20-дневный срок для 50 скидки по уплате штрафа.  Он в Госдуме уже принят в 2-ух чтениях, и поэтому он сейчас уже будет принят. Гражданам в этой части намного проще, если допустим кто-то по каким-то причинам не получил вовремя постановление: был в командировке, находился в больнице, у него будет возможность обжаловать, и он сможет заплатить не в полном размере штраф, а штраф в размере 50%. И еще очень актуальный для нас на сегодняшний день законопроект, это вопрос, связанный с внесением залога за задержанный транспорт в случае выявления в состоянии опьянения. Мы прекрасно понимаем, что, когда лицо совершит подобное правонарушение, у него на время нахождения в опьянении транспортное средство задерживается, но он его в любой момент может забрать или не только он, а после того как он протрезвеет и есть основания ему вернуть, но и другое любое лицо может управлять этим транспортным средством. А в результате этот нарушитель садится на это транспортное средство и совершает правонарушение. Для того, чтобы его стимулировать каким-то образом не совершать нарушения предполагается внесение залога в виде размера штрафа, а штраф - 30 тысяч рублей, до соответствия значит его уплаты, транспортное средство будет находится на штраф стоянке. Это серьезная такая сдерживающая мера, поэтому этот законопроект , я думаю, что он тоже пойдет на рассмотрение.
Ну и последнее, совсем недавно, проект, внесенный Правительством, подготовленный Минкомразвития в части изменения процедуры прохождения технического осмотра. Она серьезно меняется: в обязательном порядке должна быть видеофиксация всех действий, которые происходят с тем, чтобы не получалось, что, не заезжая на пункт технического осмотра, автовладелец мог получать диагностическую карту и соответствующим образом ездить. Этот законопроект скорее всего в начале зимней сессии пойдет на рассмотрение.