08.04.2019

В студии Роман Чупров, здравствуйте. У нас в гостях заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России Александр Быков. Александр Игоревич, здравствуйте.

АБ: Здравствуйте.

РЧ: Александр Игоревич, тема нашей беседы - принимаемые Госавтоинспекцией меры по необходимости наказания за нарушение ПДД. Как Вы можете в целом оценить работу ГИБДД по этому направлению и какие это меры?

АБ: Если оценивать деятельность Госавтоинспекции, то прежде всего хотелось обратить внимание на цифры, указывающие на то, что тенденция по снижению числа погибших и получивших ранения на наших автомобильных дорогах людей сокращается не первый год. В прошлом году соответствующие цифры были опубликованы. Если говорить о теме неотвратимости наказания, то на сегодняшний день законодательство позволяет не только принуждать граждан к исполнению административных наказаний, где в большей части это наложенные административные штрафы, но и принуждать к их оплате. Мы знаем, что для уплаты административного штрафа, по большей части таких составов, предоставляется льготный период до 20 дней с возможностью оплаты половины стоимости. Основная доля граждан этот штраф уплачивает добровольно и каждый год этот процент увеличивается. Достаточно сказать, что штрафы были уплачены более чем в 80% добровольно в этот льготный период. Этим мы говорим о том, что государство создаёт систему, когда не просто принуждает гражданина исполнять административные наказания, а активно его к этому подталкивает. Это получается очень эффективно, действенно и позволяет снизить нагрузку с государственного аппарата. Мы, свои ресурсы - судебные органы, Федеральные службы судебных приставов, можем направить на другие цели и задачи.

РЧ: Если касаться цифр, то сколько за прошлый год было зафиксировано административных правонарушений, сколько было выписано штрафов? И может уже за этот год какие-то цифры появились?

АБ: В прошлом году у нас было возбуждено более 131 миллиона дел об административных правонарушениях. Из них вынесено административных штрафов почти 128 миллионов. Это постановления о наложении административного взыскания в виде административного штрафа.

РЧ: Какие административные правонарушения автомобилисты совершают по статистике чаще всего? Какие-то изменения есть здесь или всё достаточно стабильно?

АБ: Поскольку доля автоматической фиксации составляет 4/5 в общем массиве выявленных административных правонарушений, то в целом тенденции сохранились. Это прежде всего превышение установленной скорости движения. Это почти что 90 млн несоблюдения требований. Девять с половиной миллионов правонарушений, предписанных дорожными знаками или линией разметки. Проезд на запрещающий сигнал светофора - это 4.5 млн правонарушений. Далее по убывающей, это расположение транспортного средства на проезжей части - около 3 млн, несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности - более 3 млн, затем нарушения правил ремней безопасности, правил ПДД пешеходами, непредоставление преимущества движения пешеходам или иным участникам. Обращу внимание на цифру - нарушения требований к перевозке детей, установленных ПДД, это почти миллион нарушений, что говорит о том, что взрослые очень безответственно относятся к перевозке своих детей, а на сегодняшний день дети гибнут в основном при перевозке в автомобиле взрослыми. Поэтому эта тенденция нас очень настораживает, и мы принимаем определенные усилия, чтобы переломить сознание наших водителей.

РЧ: Хотелось бы поговорить про сезонность. Весна началась, впереди лето, какие правонарушения характерны для этого сезона?

АБ: В общем массиве нарушений сезонность сильно не играет роли. Есть специфичные нарушения, когда наши водители управляют двухколесными транспортными средствами. Но в целом, это те же самые виды нарушений - превышение установленной скорости движения и несоблюдение требований дорожных знаков или дорожной разметки. Основная доля нарушений приходится именно на эти нарушения.

РЧ: Какую роль в работе по привлечению водителей к ответственности играют камеры фото-видео фиксации. Давайте поподробнее об этом поговорим, и стоит ли ждать каких-то новшеств в этом направлении?

АБ: По итогам года группировка комплексов фото-видео фиксации достигла 11.5 тысяч стационарных, более 3.5 тысяч передвижных и более 700 используемых нашими сотрудниками мобильных комплексов, в том числе в патрульных транспортных средствах. Надо сказать, что в результате применения данных технических средств, нам удалось в прошлом году ликвидировать более полутора тысяч очагов аварийности, это аварийно-опасные участки, где обычно происходят ДТП. В связи с этим, больше 250 комплексов было передислоцировано в иные места. А в местах их ранней установки используются муляжи или имитаторы, чтобы водители понимали, что контроль на данном участке сохраняется. Запланирована в текущем году большая установка комплексов фото-видео фиксации по федеральным дорогам. Росавтодором планируется установить более тысячи комплексов, что так же скажется на состоянии аварийности. Наличие камер фото-видео фиксации позволяет нам оптимизировать дорожно-транспортные потоки, скоростные режимы, и в целом достигается существенная профилактика, потому что периодически, проезжая по одному и тому же месту, понимая, что там осуществляется контроль скоростного режима, водители привыкают к тому, что разрешенную скорость движения не надо нарушать, поскольку основные нарушения связаны с превышением разрешенной скорости движения.

РЧ: То есть это основные нарушения, которые фиксируют фото-видео камеры, или есть ещё какие-то нарушения, которые они тоже могут зафиксировать, помимо скоростного режима?

АБ: Основная часть — это скорость движения. У них очень интересный способ фиксации средней скорости движения. У нас более тысячи камер фиксируют среднюю скорость, которая высчитывается на определенном участке движения. Водитель не мгновенно притормаживает или ускоряется, а на всём протяжении этого участка обязан соблюдать скоростной режим. На наш взгляд — это более перспективное направление, но в целом, основная масса камер, которых больше 11 тысяч, фиксируют нарушения скоростного режима. Так же выявляются нарушения правил остановки и стоянки, движение по выделенной полосе для общественного транспорта, движения по обочине, выезд на встречную полосу движения, а также разворот в случаях, когда он запрещён. Камеры, на сегодняшний день, умеют фиксировать нарушения дорожных знаков и разметки, проезд на запрещающий сигнал светофора и невыполнение требований по остановке перед стоп-линией. Мы понимаем, что камеры наши обучаются. В Москве началась фиксация нарушения ответственности, за которое предусмотрено по части 1 статье 12-13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, это нарушение требований дорожной разметки, которую в народе прозвали «вафельница». Выезд на перекрёсток, в случае образовавшегося затора, который вынуждает водителя остановится, создавая препятствия для движения транспортных средств в поперечном направлении. Это нужно прежде всего для оптимального и бесперебойного движения не только транспортных потоков, но прежде всего общественного транспорта. На сегодняшний день мы эту технологию отрабатываем, и вынесено более 80 постановлений по данному составу правонарушений.

РЧ: Часто ли автомобилисты пытаются обжаловать то, что зафиксировала камера, как происходит процесс?

АБ: Знаете, в целом, говоря о доле обжалованных постановлений, она составляет менее 1%, и, как правило, из тех материалов, что мы видим, она связана с тем, что во время фиксации административного правонарушения транспортным средством управляло другое лицо, не владелец, которому принадлежит автомобиль. Это техническая сторона вопроса, при наличии достаточных документов, должностным лицом, соответствующим уполномоченным центра автоматической фото-видео фиксации, принимается необходимое решение об отмене этого постановления и выносится постановление на то лицо, которое управляло. Если говорить о каких-то технических моментах, когда бывают сбои, да, они бывают, но в общем массиве процент их не превышает 0,25%. Это когда некорректно работает техника. Такие постановления нами отменяются, поскольку есть достаточное основание. Порядок обжалования предусмотрен 30 главой кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Здесь надо знать водителю, что жалоба может быть подана в течении 10 суток с момента получения копии письма об административном правонарушении. В случае, если вы пропустили этот срок по уважительной причине, вы можете сделать обращение для восстановления данного срока должностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобу, либо обратиться в суд по соответствующему ходатайству. Жалоба может быть подана сразу в суд, и не только вышестоящему должностному лицу, уполномоченному рассматривать жалобы. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок, со дня ее поступления, со всеми материалами дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать жалобу. Основной момент подачи - это десять дней с момента получения, и данная жалоба, с момента поступления к должностному лицу, рассматривается в течение 10 дней.

РЧ: Сегодня мы говорили, что автомобилисты имеют возможность оплатить штраф со скидкой, если это делается в течение 20 дней с момента вынесения постановления. Однако на днях появилась новость, что депутаты Госдумы решили выступить с инициативой вести отсчёт 20 льготных дней именно с вступления постановления в законную силу. Как минимум, сделают оплату штрафов для автомобилистов ещё лояльнее, как вам кажется, такая мера нужна?

АБ: Знаете, мы всё-таки являемся органом исполнительной власти, и мы исполняем то законодательство, которое на сегодняшний день действует. Если говорить о практике, как я уже говорил ранее, у нас 81% уплачивается добровольно в 20 дней, те, которые на сегодняшний день действуют с момента вынесения. Это свидетельствует о том, что в принципе у любого гражданина имеется возможность увидеть свой штраф, который вынесен в отношении него, даже если он проживает по-другому территориально адресу. У нас очень большая мобильность людей, граждане проживают не по месту регистрации, куда приходит это постановление. На информационных ресурсах, это прежде всего сайт Госавтоинспекции, можно увидеть свои неуплаченные штрафы, это портал «Госуслуги», более того, многие кредитные организации предоставляют возможность подписаться на поступающие в государственную информационную систему государственных муниципальных платежей информацию об имеющихся штрафах, и многие граждане добровольно этим пользуются. Оставшаяся часть, в силу каких-то причин, осознанно и неосознанно уплачивает их не в этот срок, но в принципе на сегодняшний день тенденция и динамика показывает, что количество и доля таких граждан постоянно увеличивается. По сравнению с прошлым годом, на 3% больше граждан уплатили в двадцатидневный срок. То есть, в абсолютном количестве, не смотря на то, что увеличивается количество привлеченных к административной ответственности, доля таких граждан увеличивается, что говорит о том, что данная норма работает. Поэтому здесь необходимы все экспертные оценки. Если будет математически или другими способами доказано, что мы ещё больше увеличиваем эту долю, то естественно это решение можно рассматривать. Но на сегодняшний день мы работаем в рамках действующего законодательства, и оно очень неплохо показывает свою эффективность.
  
РЧ: Предлагаю для наших автомобилистов ещё раз напомнить, какие штрафы были введены в 2019 году.

АБ: В текущем году каких-либо новых административных составов за административные правонарушения в области безопасности дорожного движения не вводилось. Как я уже сказал, определенные технические средства, такие как камера, учатся распознавать и фиксировать определенные виды составов и, наверное, дальше эта фиксация будет развиваться, потому что техника не стоит на месте. Но вот именно в административном законодательстве на сегодняшний день изменений не было.

РЧ: А стоит ли их ждать?

АБ: Имеется ряд законопроектов, которые рассматриваются в Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации. Это об установлении ответственности за опасное вождение, введение дифференцированного наказания за систематические нарушения правил дорожного движения. Введение меры обеспечения производства, в виде залога за задержанное транспортное средство, в отношении лиц, задержанных за управление транспортного средства в состоянии опьянения. Рассматривается законопроект о возможности фиксации нарушений правил дорожного движения граждан с использованием приложения «Народный инспектор». Планируется, что оно будет размещаться на портале «Госулуги», и с помощью гаджетов любой гражданин, видя правонарушение. может его зафиксировать и передать на соответствующий сервис, находящийся на портале. По нему потом планируется, что будут приниматься решения в автоматическом режиме. Так же был проект изменения в статье 264 и 264 прим 1. Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 12.27 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности водителей, которые скрылись с места совершения ДТП с тяжкими последствиями. В целом, что касается ужесточения штрафов, возможности их ужесточения, на сегодняшний день в соответствии с федеральным проектом безопасности дорожного движения национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утверждённого президиумом совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам до конца 2021 года, планируется принять нормативно-правовые акты, отправленные на усиление ответственности за отдельные наиболее опасные правонарушения в области дорожного движения. Но какие это составы, прежде всего, необходимо сказать, что в частности управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, либо отказавшимся от прохождения медицинского освидетельствования в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортным средством, либо лишенного права управления транспортным средством. Проезд на запрещающий сигнал светофора, так же отличается большой тяжестью последствий ДТП, непредставление преимущества движения автомобилям экстренных служб, невыполнение требований сотрудника полиции об остановке и ряд других. То есть, это всё в обсуждении и на общественных площадках, думаю, в итоге мы придем к правильному решению, и те законопроекты, которые показывают, как статистика, что составляют значительную долю, они найдут своё применение и будут в ближайшее время приняты.