01.04.2019

В студии Роман Чупров, здравствуйте. Сегодня у нас в гостях заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России Владимир Кузин. Владимир Викторович, здравствуйте.

ВК: Здравствуйте.

РЧ: Сегодня будем говорить про роль российского общества в решении вопросов дорожной безопасности. Владимир Викторович, как вы в целом оцениваете роль наших граждан в жизни безопасности дорожного движения, на сколько они сейчас активны?

ВК: Активность граждан действительно с каждым годом проявляется все больше и больше, поскольку увеличивается количество транспортных средств, увеличивается и количество лиц, ими управляющих. Поэтому взаимоотношения между участниками дорожного движения влияют на поведение на дороге, которое выявляется в виде негативных последствий. Граждане, пользуясь гаджетами или смартфонами, могут зафиксировать какие-либо правонарушения. Они этим активно пользуются и обращаются в соответствующие подразделения, в том числе в Госавтоинспекцию. Претензии предъявляются не только участникам дорожного движения, которые создали какую-то ситуацию, но и государству, в виде соблюдения нормативов, стандартов, по обустройству дорог, а также их качеству и просто по вопросам установки дорожных знаков. В целом различные ситуации общественной жизни, в которых активно участвуют участники дорожного движения. Всё это даёт возможности всё чаще и чаще обращаться в органы власти с какими-либо замечаниями или предложениями. Все зависит от обстоятельств.

РЧ: Все же, какие обращения наиболее часто встречаются?

ВК: Как правило, это обращения, которые связаны с нарушениями правил дорожного движения участниками дорожного движения - это первое по значимости. Второе - это выявленные нарушения в части обустройства дорог, это, как правило, их некачественное состояние. Либо ловушки, которые возникают из-за неправильной организации дорожного движения и вынуждают водителя неумышленно совершать нарушения, но они в результате привлекаются к ответственности. Это тоже является предметом серьёзного обсуждения по направленным к нам заявлениям.

РЧ: Давайте для наших читателей напомним, если человек обладает какими-то фото или видеоматериалами, как ему обратиться в ГИБДД? Какие способы сейчас существуют?

ВК: Способы различные, начиная от написания обычного письма на бумаге с нарушением, которое было, вплоть до направления через сайт Госавтоинспекции соответствующего обращения в электронном виде. Способы различные. Одним из наиболее удобных форматов оперативной передачи информации, по мнению граждан, является звонок на «горячую линию». В настоящее время специальные телефоны для приема таких сообщений выделены в 18 субъектах Российской Федерации.
А выкладывать различные ролики в интернет не является конкретным заявлением. Но мы точно так же мониторим всё пространство в СМИ и, в случае выявления каких-то вопиющих или одиозных факторов, конечно, мы можем провести проверки по ним в инициативном порядке.

РЧ: Если коснуться немного статистики, сколько обращений поступило за 2018 год?

ВК: По сравнению с предыдущим 2017 годом. Увеличение более чем в два раза. Соответственно реакция государства, в лице Министерства внутренних дел и Госавтоинспекции, на них тоже последовала. По этим материалам, которые поступили в виде заявлений, была вынесена 161 тысяча постановлений-определений к ответственности лиц, что так же более чем в 2 раза выше чем в 2017 году. Поэтому активность граждан оказывает на нас серьезную нагрузку, но мы вынуждены реагировать, и эта реакция серьёзная в этой части.

РЧ: Если ещё немного поговорить про статистику, то есть ли цифры, в каких регионах общественность активнее участвует в решении вопросов дорожной безопасности?

ВК: В целом, всё зависит от возможностей использования. Большая часть фото и видео материалов, как и прежде, поступила в Москве (314 тыс.) и Республике Татарстан (57 тыс.), где разработаны и функционируют информационные системы, позволяющие гражданам при помощи приложений в мобильных телефонах фиксировать определенные виды нарушений ПДД и отправлять их уполномоченным должностным лицам для принятия решений.
Усилена работа по созданию в обществе отношения нетерпимости к нарушителям ПДД и повышению правосознания граждан с использованием возможностей сети Интернет. С целью охвата молодежного сегмента созданы официальные группы подразделений ГИБДД в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook», «Twitter», «Instagram».
Все большее распространение получает практика взаимодействия с общественными организациями, активисты которых, «патрулируя» места массового притяжения граждан, выявляют водителей с явными признаками опьянения и информируют о них подразделения Госавтоинспекции.
В 2018 году в ходе отработки полученной информации сотрудниками ДПС пресечено около 270 тыс. нарушений ПДД, из которых за управление транспортным средством с признаками опьянения задержано более
26 тыс. водителей (т.е. каждый 20-й от всех выявленных водителей с признаками опьянения).
По результатам интернет-опроса общественного мнения, проводимого ФГКУ «ВНИИ МВД России» в августе – сентябре 2018 года, при рассмотрении уровня доверия к Госавтоинспекции со стороны населения зафиксирован рост положительной оценки с 53% до 58%. Негативная оценка, напротив, снизилась с 47% до 42%. При этом самая высокая оценка (в части безопасности дорожного движения и состояния дорог) дана жителями Тюменской области, Чеченской Республики, г. Москвы, республик Ингушетия и Татарстан, Белгородской области.

РЧ: Как раз, мы заговорили о мобильном приложении. Не так давно речь шла о создании в России приложения «Народный инспектор». Хотелось бы узнать, на каком этапе находится создание этого проекта и как он развивается?

ВК: Да. Это один из путей узаконивания обращений. На сегодняшний день, если посмотреть, как это осуществляется, то кодексом административных правонарушений предусматривается возможность подачи заявления. Человек должен конкретно изложить проблему и конкретно к нему приложить обращение. После этого мы проводим банальную процедуру, связанную с административным расследованием. Выявляем факт, устанавливаем событие правонарушения, имело ли оно место быть, затем устанавливаем состав правонарушения, в котором может быть привлечён к ответственности нарушитель. Только после этого может быть принято решение. Приложение «Народный инспектор» позволяет зафиксировать правонарушение в уже установленном формате. При этом лицо, которое фиксирует это правонарушение должно быть зарегистрировано в системе ЕСИА на «Госуслугах», где идентификация лица, которое делает заявление, будет чётко обозначена. И в этой ситуации решение может приниматься в автоматическом виде. Так на сегодняшний день всё это действует в рамках камер видеофиксации. То есть, без предварительного рассмотрения, вызова свидетелей, участниками других вещей. В этом суть «Народного инспектора».

РЧ: По датам, есть понимание, когда это может быть?

ВК: Подобный законопроект подготовлен, он принят в первом чтении государственной думы, дальше процедуры государственного прохождения в этой части.

РЧ: Давайте подробнее поговорим про то, в каких случаях фото и видеоматериалы могут быть поводом для привлечения водителей к ответственности?

ВК: Вот, как раз, приложенное к заявлению именно, как доказательная база. Допустим , не просто заявление, что некий гражданин «N» совершил такое правонарушение, в чём оно выразилось. Одно дело в словах, а когда к нему конкретно прикладывается фото и видеоматериал, он наглядно показывает в чём конкретно было выражено правонарушение. Поэтому, эта доказательная база на сегодняшний день очень широко используется.

РЧ: Сейчас в России достаточно распространены объединения активистов, в том числе нередко они пытаются решить вопросы, касающиеся дорожной безопасности. Как, на ваш взгляд, должны действовать такие активисты, чтобы не выходить за рамки закона?

ВК: Действительно, активность граждан не только выявляется в качестве индивидуальных обращений. Но это могут быть и объединения граждан, которые целенаправленно работают в рамках помощи правоохранительной системы, выявления тех или иных видов правонарушений. Допустим, объединение по выявлению пьяных водителей, когда ряд лиц объединяется, ходит вечером по улицам, где находятся питейные заведения, рестораны и др. Если видят, что лицо, употребившее алкоголь, определив его по каким-то признакам, садится за руль, то они сообщают об этом в дежурную часть, что есть такая вероятность совершения правонарушения лицом, находящимся в состоянии опьянения. То есть здесь уже не индивидуальное обращение. Понятно, что они должны действовать в рамках правового поля. Никаких неправовых действий, которые были, когда наклеивали некие таблички за неправильную парковку. Это вызывало обратную реакцию, в результате которой происходили столкновения, вплоть до применения физической силы. Вместе с этим, и участники выходили за рамки, и доходило до судебных разбирательств. Поэтому это делаться не должно. Мы приветствуем только те объединения, которые действительно работают, исключительно соблюдая законность.

РЧ: Получается, если человек видит пьяного водителя по внешним признакам максимум, что он может сделать, это сообщить в полицию? Никаких действий самому не предпринимать?

ВК: Конечно, иначе это будет самоуправство, которое граничит с нарушением закона.

РЧ: Давайте коснёмся второй темы нашей сегодняшней беседы, это экспертное сообщество. Расскажите подробнее о том, как идёт с ними взаимодействие, и по каким вопросам.

ВК: Действительно, на сегодняшний день довольно много лиц, которые практически на профессиональной основе занимаются вопросом безопасности дорожного движения и оказывают серьезную помощь правоохранительным органам в этой области, участвуют в тех или иных начинаниях, в обсуждении проектов неких нормативных актов. Любое ведомство, для того, чтобы проект акта вошёл и был рассмотрен правительством, а затем вошел в Госдуму, он должен быть изначально вывешен в системе электронного регулирования. В данной ситуации эксперты оценивают эти законопроекты, высказывают свою позицию. Кроме того, мы мнение тех лиц, которые называются экспертами, блогерская сфера в этой части привлекаем непосредственно к обсуждению конкретных вопросов. Наш начальник Главка Черников Михаил Юрьевич встречался со многими представителями СМИ, экспертного сообщества, блогерского сообщества по обсуждению проблем и их решения, связанных с национальными проектами. Также мы делали большой сбор экспертов в части обсуждения вопросов, связанных с экзаменационной деятельностью, которая очень активно сейчас обсуждается в СМИ. Это вопросы как раз те, что мы упомянули. Это пресечение правонарушений, связанных с управлением транспорта в нетрезвом состоянии. То есть, соответствующие руководители, которые курируют эти направления деятельности в Главке, организуют эти вопросы, и мы в массовом порядке с учетом их мнений выносим решения по данным вопросам. Поэтому, мы очень активно используем вопросы экспертного сообщества.

РЧ: То есть, их мнение действительно является существенным?

ВК: Очень существенную роль оказывают и существенное подспорье в принятие тех или иных решений. Во всяком случае, даже опираясь на мнение общественных организаций, это действительно подспорье в принятии окончательного решения.

РЧ: Как ГИБДД реагирует на критику со стороны экспертов?

ВК: Если эта критика конструктивная, то она в полной мере прорабатывается, выискивается в ней рациональное зерно и соответствующим образом решения, которые принимаются, могут измениться в пользу подобного суждения. Если эта критика не основана ни на чём, то в этой ситуации можно просто ответить, что человек не прав и объяснить по какой причине.

РЧ: Вы уже назвали некоторые темы, когда общественники принимали участие в обсуждении. Всё-таки на ваш взгляд, в решении каких проблем дорожного движения помощь экспертов просто необходима?

ВК: В решении проблем, связанных с организацией дорожного движения. В этой части мы очень активно используем позиции гражданского общества, потому что на сегодняшний день сокращение личного состава не позволяет нам охватить всю ту сферу и территорию, на которой может произойти какое-либо изменение дорожного движения. Где-то сломался знак, а по маршруту патрулирования сотрудник может туда попасть очень редко. Либо время начала весны, когда очень резко меняется ситуация с дорожным покрытием. Неожиданно может образоваться большая яма, в которую участники дорожного движения могут попасть и создать аварийную ситуацию. Всё это, если вовремя не заметили. Если на эту ситуацию обратили внимание, действительно серьезное подспорье. И ряд других моментов, связанных с инфраструктурными изменениями организации дорожного движения. В этой части, конечно, помощь нам большая. Потому что у нас есть основания перепроверить эти данные и внести соответствующие представления в органы власти, которые ответственны за соблюдение нормативов правил в области организации дорожного движения.

РЧ: Завершая нашу беседу. Готовятся ли какие-то предложения и законопроекты по увеличению роли общественности в решении вопросов дорожной безопасности?

ВК: Только нами упомянутый «Народный инспектор», который войдет непосредственно в ранг закона. Остальное на сегодняшний день, в общем деятельность общественных объединений, урегулирована законодательством. Просто от них требуется активность в этой части и большая помощь структурам, в том числе правоохранительным.