21.01.2019

Здравствуйте, у микрофона Роман Чупров на этой неделе у нас в гостях заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России полковник полиции Сергей Хранцкевич. Сергей здравствуйте.

СХ: Здравствуйте.

РЧ: В начале нашей беседы я предлагаю начать с некоторых цифр. Каким получился 2018 год с точки зрения безопасности детей на дорогах и как много было зафиксировано ДТП с участием несовершеннолетних?

СХ: Можно сказать, что год выдался удачным, у нас сократилось число погибших детей на дорогах. За 2018 год у нас числится 627 погибших детей это сокращение на 12,1%, но в тоже время наблюдается рост дорожно-транспортных происшествий с их участием. За 12 месяцев было зарегистрировано 19879 ДТП — это плюс 1,5%. В этих ДТП получили ранения более 21600 детей это плюс 2,5%. Мы видим, что число погибших детей сокращается, но ДТП с участием детей всё-таки возрастает.

РЧ: По статистике, что чаще всего становится причинами попадания детей в ДТП, какие это виды дорожно-транспортных происшествий?

СХ: Больше всего дорожно-транспортных происшествий происходит с детьми пассажирами. За 2018 год у нас зарегистрировано 9222 таких дорожно-транспортных происшествия. Это водители не только те, которые перевозят детей совершая ДТП, но и те водители которые не соблюдают правила дорожного движения и происходят столкновения. Это и выезд на полосу встречного движения и превышение скорости, в результате чего при ДТП дети погибают или получают ранения.
На втором месте это ДТП с участием детей пешеходов на пешеходных переходах, которых произошло 8369. Благодаря совместной работе всех органов власти количество таких происшествий с участием детей пешеходов снижается. По итогам 2018 года их количество снизилось на 2,9%. В свою очередь, что я говорил по детям пассажирам их количество ДТП растёт. Наверное, это связано, что водители и население имеют возможность купить транспортное средство и больше передвигаются. Так же увеличивается у нас рождаемость. Поэтому перевозки становятся более частыми и не всегда наши водители соблюдают правила дорожного движения и правила перевозки детей, в результате чего происходят у нас такие происшествия.

РЧ: Если брать статистику по регионам, то в каких из них ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом наиболее тяжелая.

СХ: По итогам года у нас зарегистрирован рост всех трех показателей это ДТП погибло-раненых в 14 субъектах Российской Федерации. Наибольшее количество погибших детей у нас было отмечено в Краснодарском крае это 39 детей в течение 2018 года. Это плюс 5,4% и в республике Дагестан 30 детей у нас погибло. Хотя там у нас наблюдается наоборот снижение это - 9%. Работы в данном направлении проводятся.
Наибольший рост в процентном соотношении по погибшим детям это Амурская область, где на 700% повысилось, там 8 детей погибло, и Псковская область — это плюс 300% там 4 ребенка погибло. Но я оговорюсь, что каждая потерянная жизнь ребенка является трагедией. Трагедия не только семьи отдельно взятой, но и трагедия всего региона. 

РЧ: В начале января Госавтоинспекция в связи с увеличением количества ДТП с участием детей призвала водителей пересмотреть манеру езды при перевозке детей. Этот вопрос будет решаться на законодательном уровне?

СХ: На законодательном уровне у нас все чётко прописано и ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров. Прописано то, что надо соблюдать скоростной режим и что нельзя выезжать на встречную полосу. Был зарегистрирован в начале года ряд ДТП, где два ребёнка одновременно погибали в одном ДТП в одном автомобиле и виной был родитель, который перевозил своих детей, а это самое страшное. Надо менять сознание людей, чтобы человек, который управляет транспортным средством, в котором находится ребенок понимал, что за его плечами, то есть на заднем сидении либо сбоку находится жизнь маленького пассажира. Когда вы перевозите детей это касается и таксистов, и бабушек, и дедушек, которые перевозят своих внуков, человек, который везет ребенка должен понимать, что, если он где-то нарушит это закончится печально. Ребенок может и погибнуть или получить травму. Поэтому в законодательстве у нас предусмотрено, то что дети должны перевозиться в детских удерживающих устройствах обязательно до 7 лет и до 12 на переднем пассажирском сидении, а с 7 до 12 на задних. А если ребенок превышает рост свыше 150см, то его можно пристегнуть ремнем безопасности.

РЧ: Сейчас для автобусов при перевозке детей является обязательной наклейка «Перевозка детей», нет ли идеи сделать этот знак обязательным для владельцев личного транспорта, что бы было проще их замечать на дороге?

СХ: Мы проводили опрос граждан на своем сайте гибдд.рф где предлагали ответить о необходимости использования такой наклейки при перевозке детей пассажиров. В нашем опросе поучаствовало почти 39 тысяч. Но граждане считают, что вряд ли кого-то это сделает адекватнее. 72,5% опрошенных посчитали, что эту меру вводить не надо. А те, кто однозначно считают нужно их чуть больше 7%. Если мы исходим из того что население думает, то такую наклейку вводить не обязательно. Мы, рассматривая такой вопрос считаем, что водитель, который движется в потоке, наверное, обратит внимание, что есть наклейка сзади или сбоку, но если случается непредвиденная ситуация, которая провоцирует ДТП то он не всегда среагирует и он будет спасать естественно свою жизнь и пассажиров. Он не будет выбирать, есть ли наклейка на машине впереди едущей или на встречу, есть там ребенок пассажир или нет. Есть наклейка «молодой водитель» это даёт водителю, который движется сзади понятие, что от новичка можно ожидать всё что угодно. А водитель с ребенком наоборот соблюдает правила и следующий за ним будет расслабляться думая, что водитель впереди всё знает и можно делать всё что угодно.

РЧ: Может сотруднику Госавтоинспекции будет легче увидеть автомобиль с ребенком?

СХ: В потоке увидеть наклейку на дальнем расстоянии очень тяжело и не всегда есть возможность. У нас проводятся различные профилактические мероприятия по предотвращению нарушения правил перевозки детей пассажиров. Мы проводим рейды по аналогии с выявлением водителей в состоянии алкогольного опьянения. Ограждается определенная территория, туда заезжают все автомобили движущееся по дороге и в случае если сотрудник убеждается, что в автомобиле провозится ребенок, потому что многие автомобили с тонированными стеклами, то он проверяет перевозиться ли ребенок в соответствии с правилами дорожного движения, если да, то водителя отпускает. Если водитель нарушает, то на него составляются административные материалы. В потоке будет тяжело эту машину увидеть и надо передавать по радиостанции, есть ли там дальше экипаж. Но такого количества экипажей, которые могли бы заниматься только профилактикой детского травматизма при перевозке в салонах автомобилей у нас нет.

РЧ: Если говорить про законодательные меры можете ли вы отметить наиболее важные, которые принимались в прошлом году?

СХ: Их было не так много, но одна из таких мер внесение в постановление в Правительство Российской Федерации от 17 декабря 2013 года N1177 об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами. Было предусмотрено, что при организованной перевозке групп детей при движении автобуса на его крыше должен быть включен маячок желтого или оранжевого цвета. Эта норма, на мой взгляд, очень положительная. Любой водитель, который едет в потоке имеет возможность убедиться, что впереди едет автобус, в котором перевозятся дети. Здесь надо быть очень внимательным и осторожным. Лишний раз такие автобусы никто не подрежет, если будут обгонять, то только убедившись и соблюдая скоростной режим. Эта мера позволит в дальнейшем не допустить ДТП при организованной перевозке групп детей.

РЧ: Предлагаю поговорить про детей пешеходов. Часто дети ходят в школу без сопровождения взрослых. Какую работу проводит ГИБДД по обучению несовершеннолетних правилам дорожного движения?

СХ: Обучением занимается образовательная организация. Мы как сотрудники Госавтоинспекции проводим просветительские занятия и беседы. В прошлом году сотрудниками было проведено более 400 тысяч занятий с детьми это беседы, викторины и конкуры. Проводятся различные мероприятия в стационарных или мобильных автогородках. Мы обучаем ребёнка навыкам безопасного поведения на дорогах. Количество детей насчитывается более миллиона. Ежедневные занятия позволяют детям не только повысить свои знания, но дети, которые эти знания имеют в последствии даже обучают своих родителей. Я был свидетелем, когда родители пытаются перевести ребенка на красный сигнал светофора, а ребенок говорит:
- Пап ты, что не видишь, красный горит?
Папа говорит:
- Да какая разница пойдем.
- нет нельзя, нас в школе учили.
Это меня радует, что наша просветительская работа дает о себе знать. В рамках этих занятий у нас есть отряды юных инспекторов движения, которые эти знания, полученные в рамках конкурсов, викторин и просветительской работы, доносят до своих сверстников, в том числе и детей, которые находятся в детских садах. Работа ведется не только нами и педагогами, но и членами движения юных инспекторов.

РЧ: Вы заговорили про детские сады. С какого возраста по вашему мнению детей лучше учить ПДД?

СХ: Я считаю, что мы должны прививать культуру безопасности на дорогах с молоком матери. У нас проводятся различные мероприятия, которые мы начинаем в перинатальных центрах и родильных домах. Мы обучаем будущих мам почему необходимо использовать детские удерживающие устройства, световозвращающие элементы, как их правильно использовать и что для этого надо. Ребенок, который выписывается из родильного отделения вместе с родителями начинает первые познания с транспортным средством в детском удерживающем устройстве. Если постоянно приучать ребенка, сел в детское удерживающее устройство, сам пристегнулся то потом для него это будет не сложно, и он станет делать по инерции. Сел в машину пристегнулся. Поэтому надо с момента рождения приучать. Дальше эта работа должна проводиться в детских садах достаточно большое количество времени. Если педагог заинтересован и наши сотрудники приходят помогают проводить эту работу, то детям там интересно. И так же прививается любовь к службе в полиции. Если дети играют в игрушки, то там полицейские машинки, жезлы, жилетки, руль. Он играя осваивает и профессию водителя. В дальнейшем эта работа проводится и в образовательных организациях именно в школах. А дальше если ребенку интересно, то у нас есть детско-юношеские школы. Там они занимаются с 14 лет. Изучают основы правил дорожного движения, первые основы водителя и в последствии обучившись могут сдать на удостоверение и в 18 лет получить права.

РЧ: То есть без обучения в автошколе?

СХ: У нас это является детско-юношеская автошкола

РЧ: Она получается равносильна взрослой автошколе?

СХ: Да. Только единственное что в обычной автошколе учатся полгода то в детско-юношеской автошколе учатся от 1 года до 4х лет, смотря на сколько рассчитан процесс. Стоимость обучения детей в некоторых регионах безвозмездная работающая за счет средств бюджета муниципальных органов образования, где-то коммерческая основа. Но там финансы растянуты по времени поэтому не столь существенны. У родителей есть возможность получить грамотного водителя в виде своего ребенка.

РЧ: Как сейчас в городах обстоят дела с дорожной инфраструктурой возле школ. Наличие светофоров, пешеходных переходов, дорожных знаков?

СХ: У нас ежегодно в конце августа перед началом учебного года проводится обследование улично-дорожной сети, которое проходит вблизи образовательных организаций детских садов и школ. На первое сентября из 91,5 тысячи образовательных организаций у нас были выявлены недостатки порядка 18,5 тысяч. В большинстве случаев это вблизи школ, в меньшей степени у детских садов, но самые многочисленные связаны с обустройством пешеходных переходов. Где-то разметка стерлась, знак не соответствует госту, возможно знак закрыт деревьями или кустами. По всем недостаткам было выписано 12,8 тысяч предписаний которые обслуживающая дорожная организация устраняла и приводила в соответствие. Сколько на сегодняшний момент сказать сложно. Сейчас зимний период и устранять нарушения отсутствия разметки неправильно. В мороз и снег наносить разметку довольно сложно. Поэтому все недостатки фиксируются, организациям выдаются предписания и есть соответствующие сроки, в которые они должны эти нарушения устранять. В большинстве случаев все территории вблизи образовательных организаций соответствуют стандартам. Мы надеемся, что количество ДТП вблизи этих организаций будет сведено к нулю.

РЧ: Если посмотреть статистику, то по каким причинам дети пешеходы чаще всего попадают в ДТП?

СХ: Если мы говорим о детях, пешеходах, которые нарушили правила дорожного движения по собственной неосторожности то это в первую очередь связано с переходом дороги вне зоны пешеходного перехода. Ребенок где видит, что ближе там он и перебегает. Второй случай — это неожиданный выход из-за стоящего транспортного средства, деревьев или сооружения на проезжую часть, что тоже связано с переходом. Третье это несоблюдение сигналов светофора. Это наиболее типичные ситуации, когда дети попадают в дорожно-транспортные происшествия. Есть не столь значительные такие как игра на проезжей части хотя такие случаи у нас бывают. Сейчас в зимний период мы всем говорим, что если вы видите, что сделали горку рядом с проезжей частью для того чтобы дети катались то надо принимать соответствующие меры к примеру горку засыпать песком. Такие ДТП у нас к сожалению, были, когда дети выезжали на ватрушке скатывались на дорогу и попадали под машину. Поэтому родители, которые такие горки устраивают и которые знают о них должны сами предпринимать меры либо придумывать ограждения вместе с муниципальными органами исполнительной власти или принимать меры, чтобы таких горок не было.

РЧ: На законодательном уровне в этом году планируются какие-то изменения по снижению детского травматизма на дорогах?

СХ: Мы сейчас изучаем статистику, которая у нас была по итогам 2018 года. Будем думать о необходимости обязательного использования детьми световозвращающих элементов. Потому что на сегодняшний день эта рекомендательная норма обязательна только вне населенных пунктов. В то же время обсуждается вопрос о снижении превышения разрешенной скорости до 10 км/ч. Это в свою очередь должно повлиять на снижение ДТП. Какие ещё будут пока сложно сказать. Тем более эта законодательная инициатива находится у депутатов и то что будет предложено мы рассмотрим, изучим и будем предпринимать меры чтобы наше законодательство совершенствовалось и количество ДТП с участием детей снижалось.

РЧ: Не могу не затронуть еще одну тему это велосипедисты, она актуальна в последнее время. Будут ли приниматься какие-то меры, чтобы еще как-то обезопасить эту категорию участников дорожного движения?

СХ: По итогам 2018 года количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей велосипедистов увеличилось на 5,8% и составило 1630 таких происшествий. Несмотря на то что из 19800 ДТП это не столь большая цифра, но тем не менее это огромный пласт и количество этих ДТП выросло. Мы со своей стороны будем предпринимать меры — это разъяснять родителям какого возраста ребенок имеет право ездить на дорогах. Не всегда родители знают, что только дети с 14 лет имеет право двигаться по дорогам общего пользования. Что дети до 14 лет имеют право только в сопровождении двигаться по велосипедным или велопешеходным дорожкам. В большинстве случаев, когда родители покупают велосипед они не думают, что ребенок может выехать куда-то поехать и где-то неправильно пересечь дорогу. Поэтому здесь ведется работа о том, чтобы разработать какие-то листовки или буклеты чтобы родитель, покупая велосипед мог прочитать и ознакомиться хотя бы с элементарными правилами, дорожными движениями, которые у нас существуют и их объяснить ребенку. И одновременно с этим работаем над тем чтобы ребёнок, который управляет велосипедом использовал средства защиты. Это шлем, налокотники, наколенники и перчатки и обязательно световозращающие элементы. Чтобы их водитель мог увидеть в любое время суток. Поэтому здесь пласт работы очень огромен и будем предпринимать меры для того чтобы количество таких происшествий снижалось.

РЧ: В завершении я предлагаю дать какие то советы радиослушателям, о том как нужно перевозить детей и как сделать их дорогу до школы безопасной?

СХ: Я бы порекомендовал родителям не лениться, и, если он везет своего ребенка в образовательную организацию в школу или детский сад, то обязательно используйте детские удерживающие устройства, пристегните его ремнем безопасности и в кресле обязательно пристегните. Наличие автокресла в вашем автомобиле и то, что ребёнок там сидит не значит, что он уже спасён. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок доехал безопасно, его надо обязательно пристегнуть и в детском удерживающем устройстве. Потому что, проводя рейды мы не раз были свидетелями, когда родители говорят: «мне доехать всего 2 метра и зачем мне его пристёгивать? Ничего не случится». В таких случаях происшествия обычно и происходят. Поэтому не надо лениться лучше лишний раз посмотреть пристегнулся ребёнок или не пристегнулся если он не может, то обязательно ему помочь пристегнуться. Второе, по детям пешеходам, позаботьтесь о том, чтобы у них были световозращающие элементы. Сейчас еще не так рано светлеет, поэтому, если ребенок передвигается по дорогам тем более переходит дороги, то у него должен быть световозвращающий элемент, который будет виден водителю. Это дополнительная гарантия его безопасности. Водитель может вовремя среагировать, сбросить скорость тем самым спасёт вашего ребёнка. Опять же, объясните своему ребёнку о том, как правильно переходить дорогу если он видит, что уже мигает зеленый сигнал пешеходного светофора. Объясните, что не надо бежать лучше 5 минут подождать и спокойно перейти дорогу. При переходе дороги необходимо посмотреть сначала налево потом направо затем налево ещё раз и после этого только переходить дорогу. Это элементарные правила безопасности. У нас существуют в регионах, родительские патрули, которые помогают детям вблизи образовательных организаций переходить проезжую часть. То есть они собирают их в небольшие группы если это нерегулируемый пешеходный переход, то используют либо различные флажки, либо различные опознавательные инструменты в виде жезлов с кружочком тем самым обозначая водителям, что сейчас будут переходить дети. Такая работа родительских патрулей приносит дополнительные результаты по снижению детской смертности.