10.07.2020

Уровень финансовой грамотности россиян за год вырос. Об этом сообщается в результатах исследования аналитического центра НАФИ. Причем, как выяснили специалисты, степень финансовой грамотности у вкладчиков и пользователей страховых продуктов выше среднего по стране, а у заемщиков микрофинансовых организаций и ломбардов, напротив, ниже. Какие факторы влияют на развитие знаний и что делается для защиты людей от обмана в финансовом секторе, выясняла наш корреспондент Вероника Митина.  

На рост финансовой грамотности среди населения может влиять доступность информации, которая есть по этой теме в интернете. Такое мнение высказала эксперт проекта Минфина по повышению уровня финансовой грамотности Лолла Кириллова. Также, по ее словам, и личный негативный опыт помогает людям получить больше знаний, которые пригодятся в будущем. 

«Когда человек обжегся, он понимает, что два раза не стоит лезть в одну и ту же реку. Конечно, здесь и усилия правительства и различных некоммерческих организаций, наверное, они вносят свою лепту. Наверное, нужно финансировать эти программы (по повышению финансовой грамотности – прим. ред.) продолжать, раз статистика показывает, что есть рост финансовой грамотности», - говорит Лолла Кириллова. 

К слову, как показывает статистика, невысокой финансовой грамотностью обладают заемщики МФО. Впрочем, порой столкнуться с обманом и потерять деньги могут и клиенты крупных банков, говорит генеральный директор Лиги защиты должников Сергей Крылов. Ведь именно они при оформлении займов часто навязывают дополнительные услуги. Кстати, сейчас в Госдуме обсуждают законопроект, который позволит запретить такую практику. Инициатива необходима, ведь банки нередко вводят в заблуждение клиентов, говорит Сергей Крылов. 

«При получении кредитов и займов нам навязывают огромное количество абсолютно не нужных нам услуг, а зачастую эти услуги даже не являются по своей сути и природе услугами, а являются лишь внутренними операциями тех же кредитных учреждений. Кредиторы играли в игру: что вот если вы, например, не застрахуетесь, тогда мы вам просто не дадим (кредит – прим. ред.)», - рассказывает Сергей Крылов.   

Сейчас пожаловаться на банк можно в Роспотребнадзор, говорит председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. Но он предупреждает: если вы уже подписали договор, исправить это будет сложно, потому что банки составляют условия контракта выгодными для себя, а не для клиента. 

«В договоре указаны случаи, когда вы в одностороннем порядке договор можете расторгнуть, но единственная проблема, что все проекты договоров составляют банки, и очень сложно убедить банк, чтоб он внес какие-то изменения в типовой договор. А они пишут договоры в свою пользу. Если клиент потом пытается спохватиться и попросить банк расторгнуть договор, все равно там есть какие-то условия, где с клиента что-то удерживают», - объясняет Павел Шапкин.  

В целом же эксперты отмечают: финансово грамотный человек перед подписанием договора обязательно должен его внимательно прочитать. 

Вероника Митина. Милицейская Волна.


Запись эфира: