Один в поле воин

Николай Сиротинин. Русский солдат, похороненный фашистами с воинскими почестями

В июне 41-го Коле Сиротинину шел двадцатый год. Он родился в Орле. Работал на заводе Текмаш. В 40-м году его призвали в армию. В первый же день войны при авианалете был ранен. Ранение было легкое, и через несколько дней его направили на фронт в состав 55-го полка 6-ой стрелковой дивизии наводчиком орудия.

В районе белорусской деревни Сокольничья две недели, дожидаясь приказа, стоял его полк. 16 июля приказ пришел – «Отступать». И командир полковой батареи вызывает добровольца, чтобы прикрывать отход части. Остался старший сержант Николай Сиротинин. Вместе с ним остается дивизионная пушка, полсотни снарядов и карабин с запасными патронами.

На рассвете 17 июля Николай один вступил в единоборство с колонной из 59 немецких танков с сопровождением. Николай подорвал головную машину и ту, что замыкала колонну, образовав пробку на дороге. Тем самым задача была выполнена – танковая колонна была задержана.

В двухчасовом бою Николай отбил все атаки врагов, уничтожив 11 танков, 7 бронемашин и 57 солдат и офицеров. Когда немецкие солдаты подобрались к его позиции, у него оставались 3 снаряда из 60. Ему предлагали сдаться, но он отстреливался из карабина. В этом бою он погиб.

Немцы похоронили советского солдата с воинскими почестями. Оберлейтенант Фридрих Фёнфель потом писал в своем дневнике: «Это был настоящий ад. Больше всего нас удивило то, что против нас бился один единственный солдат. Мы думали, что в нас стреляет целая артиллерийская батарея».

Одна из жительниц деревни, близ которой погиб Николай Сиротинин позже вспоминала: «Во второй половине дня немцы собрались у места, где стояла пушка. Туда же заставили прийти и нас, местных жителей. Мне, как знающей немецкий язык главный немец с орденами приказали переводить. Он сказал, что так должен солдат защищать свою родину. Потом из кармана гимнастерки нашего убитого солдата достали медальон с запиской, кто да откуда. Главный немец сказал мне: «Возьми и напиши родным. Пусть мать знает, каким героем был ее сын, и как он погиб». Я побоялась это сделать. Тогда стоявший в могиле и накрывавший советской плащ-палаткой тело Сиротинина немецкий молодой офицер вырвал у меня бумажку и медальон и что-то очень грубо сказал».

Семья Сиротинина узнала о его подвиге только в 1958 году из публикации в «Огоньке». В 61-м у шоссе возле деревни установили памятник. Через много лет после войны сержанта Сиротинина наградили Орденом Отечественной войны I степени посмертно.

К званию Героя Советского Союза его не смогли представить. По словам родственников, для оформления документов нужна была фотография, но не сохранилось ни одной.

09.05.2014